Рейтинг лояльности СМИ-2018: закат эпохи Орловой
Сколько власти города и области заплатили прессе за пиар?

По традиции в конце года ПроВладимир публикует «Рейтинг лояльности СМИ Владимирской области». Мы изучили все аукционы, которые проводили администрация региона, мэрия Владимира и Законодательное Собрание для прессы, и составили перечень изданий, которые в этом году исполняли информационный заказ властей. А как это повлияло на качество работы этих СМИ, решайте сами.
Сразу заметим, что абсолютно все конкурсы, о которых пойдет речь, проводились до вступления губернатора Владимира Сипягина в должность, т.е. еще при Светлане Орловой, поэтому правильнее будет пока что говорить об информационной политике администрации предыдущей главы региона.
В прошлые годы расходы Белого дома на самопиар росли. В 2016 году они составили 40,7 млн рублей, в 2017‑м – с учетом пары закупок, проведенных под Новый год, – уже 55 млн. За прошедшие 12 месяцев расходы Белого дома на хвалебные материалы в прессе чуть снизились – до 52,7 млн рублей, или на 4,2%. Всего было проведено 20 аукционов. При этом 71% всех трат составили заказы для «Губернии-33» – СМИ, учредителем которого и так является обладминистрация, поэтому дополнительно оплачивать телерадиокомпании какие-то материалы как минимум излишне.

Законодательное Собрание по пиар-компании вернулось на уровень 2016 года. В 2018‑м парламент заказал различным изданиям по 18 аукционам материалы на 9,5 млн рублей, что на 0,6 млн, или 6%, меньше, чем 12 месяцами ранее. Получается, бюджет ЗС на СМИ – в 5,5 раза ниже, чем у Белого дома.
Подчиненные Андрея Шохина в этом году выделили на освещение своей деятельности и деятельности владимирского горсовета 4,3 млн рублей. Было проведено 20 конкурсов. В отличие от областных коллег, траты Оранжевого дома на пиар выросли на 4%, правда, в абсолютном отношении – разница всего в 161 тысячу рублей по сравнению с 2017 годом. Тем не менее суммарные расходы мэрии и горсовета на саморекламу год от года растут. Как пояснили ПроВладимиру в горадминистрации, связано это с тем, что муниципальный парламент продолжает публиковать принятые им документы в газетах, тогда как мэрия от этого давно отказалась.
Орган власти | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Администрация области | 40,7 млн рублей | 55 млн рублей | 52,7 млн рублей |
Заксобрание | 9,5 млн рублей | 10,1 млн рублей | 9,5 млн рублей |
Администрация города | 3,7 млн рублей | 4,2 млн рублей | 4,3 млн рублей |
ИТОГО | 54 млн рублей | 69,32 млн рублей | 66,58 млн рублей |
Таким образом, суммарно три органа власти потратили на пиар в СМИ в этом году 66,58 млн рублей, что на 3,5 млн (на 5%) меньше, чем в 2017‑м. При этом заметим, что еще 16 аукционов на общую сумму 5,43 млн рублей не состоялись. Возможно, этим и обусловлено снижение расходов на освещение деятельности администраций и Заксобрания в СМИ.
Распределение этого пиар-пирога по изданиям за 12 месяцев не слишком изменилось. Во-первых, еще больше увеличилась доля «Губернии-33»: если в 2017‑м траты на эту компанию составили 51,6% от общей суммы контрактов, то в 2018‑м – уже 57,3%. Во-вторых, на 7 мест в рейтинге поднялся «Ва-Банк» (ООО «Новый мир»). Раньше он был на 10‑й позиции, а сейчас расположился на 3‑й, увеличив прибыль по госзакупкам в 4,3 раза. Возможно, это связано с прошедшими в сентябре выборами. Также суммы контрактов значительно выросли у «Хронометра» и «ТВ-Миг». Зато из рейтинга лояльности выбыло объединенное издание Григория Аникеева «Призыв-ТВ»: после слияния газеты и телевидения в электронное СМИ в аукционах оно больше не участвовало.
Места в рейтинге лояльности распределились так:
1) Губерния-33 – 38,1 млн рублей (+1,9 млн, или +5,3%, по сравнению с 2017 годом). Это СМИ заключило 7 контрактов с Белым домом (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) и один с ЗС;
2) ГТРК Владимир – 6 млн рублей (-68 тысяч, или ‑1,1%): телекомпания исполняла заказ Белого дома, дважды – ЗС (1, 2) и мэрии (1, 2);

3) Ва-Банк (ООО «Новый мир») – 3,88 млн рублей (+2,99 млн, или +335%). Площади в этой газете выкупали областная администрация (1, 2, 3, 4), Заксобрание (1, 2) и город (1, 2, 3);
4) Шестой канал – 3,26 млн рублей (-1 млн, или ‑23,8%). Телеканал получил деньги от Белого дома, областного парламента и трижды от Оранжевого дома (1, 2, 3);
5) Вариант (Первое городское телевидение) – 1,84 млн рублей (-2,29 млн, или ‑55,4%). Телеканал исполнял информзаказ ЗС (1, 2) и города (1, 2, 3, 4);
6) Аргументы и факты – 1,77 млн рублей (-3,5 млн, или ‑66,3%). Госконтракты с «АиФ» заключили область, Заксобрание и город;
7) Комсомольская правда – 1,45 млн рублей (-1,09 млн, или ‑42,9%). Эта газета публиковала рекламные статьи только для Белого дома;
8) ТВ-Миг (ООО «Миг») – 771,7 тысячи рублей (+112 тысяч, или +17,1%). Портал пиарил администрацию Орловой, парламент и Андрея Шохина (1, 2, 3, 4);
9) Хронометр-Владимир – 591,8 тысячи рублей (+270 тысяч, или +83,8%). Материалы заказали Белый дом и ЗС;
10) Владимирские ведомости – 549,8 тысячи рублей (-336 тысяч, или ‑37,9%). Газета заключила контракты с обладминистрацией и мэрией (1, 2);
11) Россия сегодня – 400 тысяч рублей (+2000 рублей, или +0,5%). Информагентство пиарило только Заксобрание.
12) Русское радио Владимир (Паритет‑Л) – 160 тысяч рублей (сумма не изменилась). Освещало деятельность облпарламента.
13) Шамрай Ольга Викторовна – 55 200 рублей. Получила госконтракт от города.
Областные власти также спонсировали районные газеты и телеканалы. На них в 2018 году выделили 7,65 млн рублей, что на 2,31 млн (43,3%) больше, чем в 2017‑м. Белый дом для них провел три аукциона (1, 2, 3), Заксобрание – еще пять (1, 2, 3, 4, 5). Прибыль распределилась так:
Муромский меридиан – 390 000 рублей;
Покров-Медиа – 390 000 рублей;
Очилов Рустам Иулдошевич (Александров) – 360 000 рублей;
Маяк (Вязники) – 330 000 рублей;
Новая жизнь (Гороховец) – 330 000 рублей;
Знамя (Камешково) – 330 000 рублей;
Красное знамя (Киржач) – 330 000 рублей;
Знамя труда (Ковров) – 330 000 рублей;
Голос кольчугинца – 330 000 рублей;
А‑Медиа (Кольчугино) – 330 000 рублей;
Коммунар (Меленки) – 330 000 рублей;
Вперед (Петушки) – 330 000 рублей;
Селивановский вестник – 330 000 рублей;
Доверие (Собинка) – 330 000 рублей;
Судогда и Судогодцы – 330 000 рублей;
Вестник Ополья (Юрьев-Польский) – 330 000 рублей;
ООО «Ника‑2» (Муром) – 330 000 рублей;
Интранитъ (Вязники) – 299 000 рублей;
Консалтинговая группа «Система» (Гусь-Хрустальный) – 270 000 рублей;
Суздаль-медиа – 240 000 рублей;
МУП «Первомайский рынок» (Ковров) – 180 000 рублей;
Крашенинников Валерий Викторович (Александров) – 150 000 рублей;
Александровский голос труда – 90 000 рублей;
ООО «Алекстелеинформ» – 60 000 рублей;
ООО «КиржачИНФОРМСЕРВИС» – 60 000 рублей;
ООО «Ковров Медиа» – 60 000 рублей;
ТРК Вязники – 60 000 рублей;
ТРК Кольчуг-инфо – 60 000 рублей;
ООО «С‑Телеком» (Селиваново) – 60 000 рублей;
ЗАО ЛВС (Радужный) – 60 000 рублей;
Жанр (Гусь-Хрустальный) – 60 000 рублей;
Глебов Сергей Алексеевич (Ковров) – 60 000 рублей;
Муниципальное городское кабельное телевидение (Радужный) – 60 000 рублей;
ООО «Реал-инфо» (Гусь-Хрустальный) – 60 000 рублей.
Здесь стоит напомнить об аффилированности некоторых районных СМИ с бывшими и действующими депутатами Заксобрания. Например, учредителем кольчугинского «А‑Медиа» до 25 июля 2018 года был единоросс Сергей Авакян, а вязниковский «Интранитъ» принадлежит семье единоросса Романа Кавинова. Получается, парламентарии заказывали пиар своей деятельности сами себе.
О качестве работы изданий, которые исполняли информационный заказ властей, говорить не будем. Результаты исследования «Медиалогии» говорят сами за себя: в рейтинге цитируемости СМИ на протяжении этого года лидировали независимые от властей «Зебра-ТВ» и ПроВладимир.
В завершении нашего рейтинга добавим, что в декабре администрация Владимирской области подведет итоги трех аукционов (1, 2, 3), по которым закажет пиар-материалы СМИ на общую сумму 12,6 млн рублей. Причем две закупки, судя по всему, прописаны конкретно под «Губернию-33». Если это так, значит обещание Владимира Сипягина провести аудит работы госСМИ ни к каким результатам не привело, и орловско-шляховская информационная политика продолжается.