Блог

Почему модные идеи урбанистов не подходят городу Владимиру

Взгляд студентки на проблемы и развитие родного города

В апреле в стенах Владимирского госуниверситета прошел круглый стол «Актуальные проблемы городской среды». Одним из докладчиков стал блогер, автор проекта «Город для людей» Аркадий Гершман. Урбанист выступил по теме транспортного планирования – рассказывал, в частности, о пользе платных парковок, пешеходных улиц, велодорожек. Не все участники собрания его поддержали.

По просьбе ПроВладимира альтернативную точку зрения, опровергающую новомодные урбанистические тенденции конкретно на примере Владимира, рассказала студент-архитектор ВлГУ Арина Суворова – одна из победителей конкурса «Надежда земли Владимирской».

***

Пока что идеи урбанистов крутятся вокруг сокращения автомобилей в городах всеми правдами и неправдами – введением платных парковок, сокращением количества парковочных мест во дворах и полос для автомобилей на дорогах и т.д. Но жители нашего города массово пересаживаются на машины не от хорошей жизни.

Отказ от машин предполагает очень хорошо развитую систему общественного транспорта, а у нас в некоторые районы он не ходит в принципе, никто даже не надеется, что в ближайшее время появятся такие маршруты. К этому прибавляется недостаток автобусов и троллейбусов – из-за этого интервалы движения сильно увеличиваются и люди стоят на остановках по полчаса или даже больше.

Вы когда-нибудь пробовали добраться вечером куда-то даже не из отдаленного района города, а хотя бы выбраться из центра? Конечно же пассажироперевозчикам, частным и муниципальному, невыгодно выпускать машины на маршруты после 22:00, потому что они ходят полупустыми. Но город живет круглосуточно, и людям хочется передвигаться вечером не только на такси или личном транспорте.

Снова всплыла тема с пешеходным центром. Все урбанисты рисуют нам идеальную картинку с гуляющими по Большой Московской людьми, но мы сталкиваемся с несоответствием ее реальности. Почему? Все просто – это огромное пространство 90% процентов времени будет пустовать, потому что делать на огромной пешеходной улице элементарно нечего. Доказательство тому – уже существующая пешеходная Георгиевская улица, на которой в будни можно встретить лишь одиноких туристов и пару местных жителей. Но стоит отметить, что эта бывшая депрессивная и застойная зона в самом центре Владимира превратилась в приятное место для прогулки, стала «визитной карточкой» города и свою функцию выполняет.

Большая Московская же с момента основания Владимира была главной его осью, вокруг которой разрастался город. Исторический центр – это основное место притяжения для людей. Там располагаются и исторические памятники, и парки, и музеи, и школы, и колледжи, и торговые центры, и театры, и церкви в конце концов. Как можно будет туда попасть, если все это перекрыть? По узкой 2‑ой Никольской, которая сразу же встанет раз и навсегда?

По проекту реконструкции вроде бы предполагалось, что по одной полосе для общественного транспорта все же оставят. Это, конечно, хорошо, но снова возникает целый ряд вопросов.

Для того, чтобы пешеходный центр не был пустым, нужно развивать всю ту коммерцию, которая там есть на данный момент. Более того, привлекать ещё больше интересных арендаторов. Но как им банально осуществлять загрузку и разгрузку, если улица пешеходная? Выдавать каждой машине пропуск? Идея отличная, но на всех пропуски не выпишешь, да и улица будет не такой уж пешеходной.

А ещё не нужно забывать, что между Клязьмой и Большой Московской располагается довольно солидный частный сектор с вкраплениями из самых разных организаций. Например, всем известная «Вознесенская слобода». Туда свадьбы будут добираться на общественном транспорте, а потом от Золотых ворот пешком?

Но если найдется адекватное решение этих и массы других вопросов, то, в целом, почему бы и не сделать центр пешеходным. Нагрузка от транспорта действительно нашим древним памятникам архитектуры на пользу не идет.

Конечно же можно попытаться посадить людей на велосипеды. Но результата получится добиться только после обустройства необходимой инфраструктуры, которой у нас до сих пор нет.

Сейчас с велосипедистами складывается совершенно парадоксальная ситуация, когда тебе не рады ни на дороге (сама как-то чуть не попала под троллейбус – он меня попросту не заметил), ни на тротуаре. Вроде бы должны быть велодорожки, они действительно несколько лет назад появились в нашем городе. Только их не сделали отдельными от тротуаров и дорог как положено, а просто отгрызли по метру у тротуаров и нарисовали разметку – по ним спокойно ходят люди и на приближающегося велосипедиста даже не реагируют. Возникают наши дорожки из ниоткуда, постоянно пересекаются с другими потоками движения, ямами и канализационными люками и в итоге где-то растворяются. Никакого маршрута, никакой продуманной системы нет и не предвидится.

Другая проблема – наша любимая русская зима. Если сказать, что наш климат не подходит для круглогодичного пользования велосипедом, то некоторые возразят, приведя в пример тот же Копенгаген, Амстердам или Монреаль.

Мы, к сожалению, не они, и часто зимой по Владимиру приходится перемещаться с трудом даже пешком – такая каша под ногами, что и машины застревают. Какой уж тут велосипед?

Не способствует удобству передвижения и наш холмистый рельеф, особенно в центре. Если велодорожка заледенеет, то взобраться на нее едва ли получится. Но если упорядочить работу служб, ответственных за своевременную уборку снега и посыпку дорожек (кстати, сейчас все отказываются от песка, соли и переходят на гранитную крошку), то жить велосипедистам станет легче.

А ещё многие, кто хотел бы купить велосипед, не могут этого сделать, потому что его элементарно негде поставить. Системы хранения у нас нет – то есть ты либо оставляешь его в подъезде и обвешиваешь цепями (мой так украли), либо поднимаешь на лифте к себе на этаж и ставишь грязный после улицы велосипед в одну из комнат или на балкон, занимая очень много места. Напомню, что во многих старых домах лифты не грузовые, а пассажирские, то есть велосипед туда входит лишь вертикально, а в других домах вообще лифтов нет. Велосипед весит обычно от 15 кг – женщина или ребенок такое едва ли смогут самостоятельно протащить пару пролетов лестницы, не говоря уже о верхних этажах.

Как решить эту проблему? Можно было бы организовать общее помещение для хранения по типу колясочных. Но такой свободный уголок можно найти не в каждом доме, обычно это небольшое пространство под лестницей на первом этаже.

Ещё один вариант – закрытые велогаражи во дворе: ячейковые под каждый велосипед, либо общие. Они явно должны быть антивандальными, а значит не будут стоить дешево.

Back to top button