Общество

Центр Владимира не место для дискуссий?

Почему Соборная и Театральная площади недоступны для митингующих

Соборная и Театральная площади Владимира – не самые популярные площадки для проведения акций в городе. По крайней мере, такой вывод напрашивается, если опираться на официальные данные городской администрации. В период с 1 января 2018 года по 15 июля 2019-го помитинговать в центре хотели всего 42 раза, однако власти одобрили лишь 25 заявок, говорится в ответе на запрос ПроВладимира. Получившим отказ в качестве альтернатив предлагался Центральный парк культуры и отдыха и площадь Ленина.

Вопрос возник после высказывания главы администрации Владимира Андрея Шохина, заявившего, что не пустит на эти площади ни оппозицию, ни представителей политических партий, в том числе «Единую Россию». Запрет не распространяется на развлекательные мероприятия и Первомай, проводимый профсоюзными организациями.

Центр Владимира не место для дискуссий?

«Знаете, я никогда не был противником выражения кем-либо своего мнения. У каждого человека может быть мнение, и он его отстаивает. Это нормально. Другое дело, где [отстаивать свое мнение]. Поверьте, здесь нет исключений, что для кого-то можно, для кого-то нельзя.

Мы всегда говорим всем политическим партиям: „Ребят, Соборная площадь и Театральная площадь — не место для митингов и манифестаций“. Но это не говорит о том, что там нельзя проводить массовые мероприятия», — ответил Шохин на вопрос гражданского активиста Кирилла Ишутина.

Закрытие Соборной и Театральной площадей для публичных акций выглядит странным личным решением Шохина. Между тем, согласно федеральному закону, устраивать митинги и пикеты запрещено:

  • На территории, прилегающие к опасным производственным объектам;
  • На территории, где находятся путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, а также высоковольтные линии электропередач;
  • На территории вблизи резиденции президента РФ, зданий судов, колоний и тюрем;
  • На пограничной зоне, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

У региональных властей есть «лазейка», подаренная им федералами еще в 2012 году, рассказал ПроВладимиру юрист, руководитель проекта «Апология протеста» Алексей Глухов. Однако причислить Андрея Шохина к руководителям области нельзя, поскольку он возглавляет горадминистрацию, а значит не обладает правом «закрывать» те или иные места для акций.

Любопытно, что в 2017 году зампрокурора Владимира Виктор Коновалов высказал однозначную позицию по поводу права властей на проведение акций:

«В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Таким образом, к мероприятиям, организаторами которых выступают органы власти, нормы данного закона не применяются».

Эксперт ПроВладимира придерживается несколько иной точки зрения:

«Наше законодательство о массовых мероприятиях разделяет их [акции] на два вида: публичные мероприятия — митинги, пикеты, шествия, собрания, демонстрации и культурно-массовые. И законодательство о публичных мероприятиях не распространяется на городские праздники. В этом и заключается правовая ложь органов власти, когда они отказывают в согласовании в центре. Потому что в отказе, как правило, пишут, что невозможно обеспечить безопасность, будут создаваться помехи движения пешеходов и прочие несуразные вещи. А сами могут обеспечить безопасность на более массовых мероприятиях, как День города, куда люди не всегда приходят в трезвом состоянии».

Центр Владимира не место для дискуссий?
Алексей Глухов. Фото – личная страница в Facebook

«С 2012 года региональные власти вправе вводить список дополнительных запретных мест на территории своего региона, в вашем случае Владимирской области. В зависимости от региона эти запретные места порой поражают — 50 метров от органов власти, 100 метров от образовательных учреждений, еще столько-то метров от остановок общественного транспорта, жилых домов, от того и сего… Если эти радиусы в условные 50 метров наложить на карту, то получится, что среднестатистическая столица региона и ее центр находятся в абсолютном запрете для проведения любых публичных мероприятий. Это целая проблема, которая может быть решена только путем изменения федерального законодательства, и если лишить субъект права вводить такие запретные места. Потому что федеральный законодатель установил исчерпывающий перечень запретных мест — рядом с судами, АЭС, местами лишения свободы, резиденции президента и так далее. Этот круг достаточно узок. А когда регионы, как они говорят, с целью защиты прав и интересов неучастников публичных мероприятий закрывают фактически все удобные площадки для проведения мирных акций, это явно нецелесообразно и даже, как мне кажется, нарушает Конституцию Российской Федерации», — считает Глухов.

В апреле региональные МВД и заксобрание обсудили тотальный запрет на публичные акции во Владимирской области. В список запретных мест даже захотели внести пассажирские остановки.

ПроВладимир запросил у пресс-службы Оранжевого дома и другие данные. Например, собраться в гайд-парке, в роли которого с 2013 года выступает Центральный парк культуры и отдыха, за последние полтора года хотели 28 раз, но «зеленый свет» получили 19. Примечательно, что митинги и пикеты в гайд-парках не требуют согласования (об этом Шохин на пресс-конференции тоже упомянул) — в этом и был смысл их создания. Оговаривалось только, что местные власти установят для каждой такой площадки передельный максимум участников (не больше 100), превышать который чревато штрафами. С региональным законодательством, к слову, можно ознакомиться здесь.

Если в гайд-парк в одно и то же время планируют прийти несколько организаторов, а договориться между собой у них не получается, то придется подать в администрацию уведомление, чтобы власти «развели» акции.

Центр Владимира не место для дискуссий?

Всего же в администрацию Владимира с 1 января 2018 года по 15 июля 2019 года поступило 386 заявок на проведение различных публичных акций. И только 1/9 из них приходилась на Соборную и Театральную площади. Вероятно, большинство заявок поданы представителями политических партий.

Не только во Владимире центр закрыт для мирных протестных акций, бороться с отказами активистам придется в суде.

«Это не только владимирская проблема. Проведение мирных протестных акций в центре города затруднены во всех регионах. Позиция властей такая: мы готовы согласовывать акции на окраине, но в центр никого не пустим. Вот такая форма ограничения свободы собраний. У властей нет желания спокойно и терпимо относиться к мирным акциям.

К сожалению, у протестующих остается только один вариант противодействия — это обжалование отказа в суде, прохождение национальных инстанций и в случае, если российские суды не встанут на сторону организаторов мирных акций, обращаться в Европейский суд по правам человека. Нет никаких разумных объяснений отказа в согласовании акций», — отметил Глухов.

Право на мирное собрание гражданам гарантирует статья 31 Конституции РФ, реализация этого права носит уведомительный, а не разрешительный характер. Ограничение возможно только в соответствии с федеральным законом, и только в той мере, чтобы обеспечить защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Все ограничения для организаторов регламентируются статьей 5 Федерального закона №54. Для активистов это вряд ли новая информация, но подавать уведомление о митинге необходимо в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня его проведения. У властей должны быть очень веские причины для отказа, если при оформлении заявки соблюдены все формальности. Если запрашиваемое место по каким-то причинам недоступно, то чиновники в течение трех дней обязаны предоставить альтернативную площадку, иначе акция считается технически согласованной. Этим неоднократно пользовались оппозиционер Алексей Навальный и его сторонники.

Центр Владимира не место для дискуссий?

Столкнуться с преследованием за проведение несогласованной акции могут не только организаторы, но и участники. Чаще всего речь идет о статье 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Постоянным «нарушителям» грозит уголовная статья 212.1 «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» — ее подключают, если человек был наказан по 20.2 более двух раз за последние 180 дней. Наказание — штраф до миллиона рублей или лишение свободы на срок до пяти лет. Первый и самый известный «сиделец» по этой статье активист Ильдар Дадин, подвергшийся пыткам в карельской колонии.

Центр Владимира не место для дискуссий?
Ильдар Дадин. Фото – svoboda.org

Также участнику акции могут предъявить претензии по статье 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», если полицейские сочтут, что он нарушает общественный порядок, нецензурно выражается или пристает к прохожим. Бывает, что к статье 20.2 неприятным «бонусом» идет 19.3 КоАП — неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Хотя пленум Верховного суда разъяснил, что проводить активиста по обеим статьям за один и тот же проступок нельзя.

Советы участникам публичных акций можно почитать здесь и здесь, обратиться за помощью можно в международную правозащитную группу «Агора» и в «Апологию протеста», чьи юристы неоднократно брались за громкие дела.

Back to top button