Владимиро-Суздальский музей-заповедник в лице замгендиректора по развитию Александра Капусткина ответил на гневное письмо предпринимателей, потребовавших отменить «музейный побор» за коммерческое использование изображения памятников ВСМЗ. Однако новые правила многие сочли абсурдными, один из владимирских фотографов принципиально отказался снимать Дмитриевский и Успенский собор с Золотыми воротами.
«К сожалению, изложенные в вашем письме доводы не соответствуют ни действующему законодательству, ни судебной практике, ни вообще действительности. Мы надеемся, что это лишь следствие эмоциональности и недостаточной правовой грамотности обратившихся. Не хочется верить, что речь идет о попытке манипулирования общественным мнением в угоду частным бизнес-интересам заявителей», — говорится в ответном письме.
В ВСМЗ уверяют: при нынешнем руководстве взимаемые с бизнесменов деньги пойдут не кому-то в карман, а «исключительно на уставные цели музея». В качестве примера приводятся следующее: при Игоре Конышеве работало 12 руководящих сотрудников, а сейчас только пять. Зарплаты им, как и гендиректору Светлане Мельниковой, уменьшили почти в два раза, при этом доходы музея-заповедника остаются стабильными.
«Многие из них [руководителей] являются постоянными дарителями музея, пополняя фондовую коллекцию посредством передачи в дар экспонатов, приобретаемых за личные средства по зову души музейщика, они продолжают активно заниматься собирательской и научной работой на благо музея. В связи с этим говорить, что музейные работники, которые прошли путь от рядового сотрудника до руководителя и пришли на работу в музей по зову сердца, работают в музее только для личного обогащения и оскорбительно, и несправедливо», — полагают в ВСМЗ.
В музее-заповеднике считают, что сувениры с изображением памятников нельзя расценивать как рекламу, то есть говорить о «популяризации» объектов таким образом странно. Решать все вопросы ВСМЗ предлагает в рамках переговоров и деловой переписки, а если прийти к согласию все же не удалось — в судебном порядке. Каждый случай надо рассматривать индивидуально, обговаривать стоимость использования изображений, чтобы выпуск той или иной продукции был рентабелен для предпринимателей. Прейскурант обещали доработать:
«В ближайшее время после консультаций с объединениями предпринимателей Владимирской области, которые запланированы на конец августа, прейскурант будет доработан в интересах производителей сувенирной и рекламной продукции, прежде всего печатной продукции и изделий народных промыслов, но, безусловно, с учетом интересов государства, государственного учреждения культуры — музея-заповедника, и строго в рамках действующего законодательства».
Что до требования предпринимателей допускать на территорию музея частных гидов, то ВСМЗ придерживается прежней позиции: человек, обладающий необходимыми знаниями, может заключить с музеем гражданско-правовой договор и стать его внештатным экскурсоводом. Экскурсионная деятельность по-прежнему является значимой статьей дохода культурного учреждения, прибыль с нее идет на «реставрацию памятников и музейных предметов, ремонт музейных зданий и помещений внутри них, приобретение новых экспонатов, создание экспозиций и выставок».
«Мы открыты к реальному диалогу, когда обе стороны слышат друг друга, ведем такой диалог с сообществом предпринимателей, готовы к доработке прейскуранта и гибкому взаимодействию», — подчеркивается в ответе.