«Дочка» РЖД не смогла отсудить у области 71 млн рублей
«СППК» получит в 8,6 раза меньшую сумму
В арбитражном суде завершилась почти пятилетняя тяжба между «Северной пригородной пассажирской компанией» («СППК») и администрацией Владимирской области. Еще 21 ноября 2014 года «дочка» РЖД через суд потребовала от Белого дома возместить убыток в 71,1 млн рублей, полученный в результате перевозки пассажиров в пригородном сообщении в 2011‑м. Арбитраж вынес решение лишь 8 августа 2019 года: иск «СППК» удовлетворили частично, взыскав с области сумму в 8,6 раза меньшую, чем требовали железнодорожники.
Тяжба растянулась на пять лет, поскольку параллельно шли другие процессы «СППК» по возмещению затрат в соседних регионах. До вынесения решений по этим искам рассмотрение дела во владимирском арбитраже неоднократно приостанавливалось.
Дочернее предприятие РЖД перевозит жителей региона-33 по северным направлениям – на Ковров, Александров и Юрьев-Польский. По соглашению с Белым домом область возмещает компании убытки по льготным перевозкам студентов за полцены билета, однако о размере финансовых потерь обладминистрация не смогла договориться с «СППК». Перевозчик требовал выплатить ему более 70 млн, впоследствии снизив сумму сначала до 63,7 млн, а затем – до 13,7 млн рублей. Однако власти региона и с этим не согласились, предложив компенсацию всего в 7,2 млн рублей.
Для определения размера убытков суд взял за основу действовавшее на момент перевозок постановление губернатора Владимирской области №1335 от 29.11.2011, а также расчеты «СППК» по другим регионам – Архангельской, Ярославской, Ивановской и прочим субъектам РФ. Арбитраж согласился с методикой расчета Белого дома, но подкорректировал цифры. В итоге с департамента транспорта взыскали 8,2 млн рублей. Решение может быть обжаловано в вышестоящих инстанциях.
Заметим, что «СППК» судилась с Владимирской областью и раньше, но большим успехом процессы не увенчались:
- в 2015 году компания предъявила Белому дому иск на 76,1 млн рублей. В итоге с региона взыскали 6,3 млн рублей;
- в 2016 году «СППК» потребовала выплатить из бюджета 12,6 млн рублей, однако осталась ни с чем;
- в 2017 году «дочка» РЖД насчитала убытки в 49,2 млн рублей, но в иске ей также отказали;
- в 2018 году ситуация повторилась: вместо 16,7 млн рублей перевозчик не получил ни копейки.
Вообще вокруг долгов региона перед железнодорожниками уже давно ведутся споры. Еще в 2013 году врио губернатора Светлана Орлова договорилась с президентом РЖД Владимиром Якуниным о пересмотре задолженности и возможном ее списании. На тот момент перевозчик предъявлял требования к области в 122 млн рублей, Белый дом признавал недоплату лишь в 37 млн рублей.
«Мы в случае согласия договорились о том, что РЖД спишет ту дебиторскую задолженность, которая накоплена за многие предыдущие годы, и мы будем работать в совершенно новых условиях, когда каждая из сторон будет знать, за что она отвечает и за что она платит», – сообщил в 2013 году Владимир Якунин.
«Я тоже думаю, что это ключевой вопрос. Так-то мы считаем 37 млн, РЖД считает 122. Мы хотим один раз разобраться и друг друга ни в чем не обвинять. Надо в этом разобраться и поставить точку», – добавила Светлана Орлова.
Тем не менее долги области так и не списали. Дочерние предприятия РЖД продолжили судиться с Белым домом, но, в основном, безуспешно. Так, «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» не смогла взыскать с региона сначала 69,2 млн, а затем еще 45,4 млн и 34,8 млн рублей. Лишь в 2014 году перевозчику присудили 109 тысяч рублей. А вот «Центральной пригородной пассажирской компании» повезло больше: ее иски к Белому дому на 6,4 млн и 862 тысячи рублей суд удовлетворил.