Вице-президент «Мортадели» обвинила Светлану Орлову в «равнодушии и цинизме» при уничтожении предприятия
Помощи от Белого дома свинокомплекс так и не получил
Весь прошлый год администрация Владимирской области активно продвигала строительство под Суздалем свинокомплекса Вадима Дымова на 60 000 голов. Делалось это очень настойчиво и с многочисленными нарушениями – при организации публичных слушаний, при выделении земли, при выдаче ордера на проведение подготовительных работ и т.д. А пока Белый дом занимался проектом, который существовал лишь на бумаге, в то же самое время загибался другой, реальный свинокомплекс во Владимирской области – компании «Мортадель» в Александровском районе. Вчера «Интерфакс» опубликовал интервью с вице-президентом фирмы Эльвирой Агурбаш, в котором она обвинила обладминистрацию в равнодушии к судьбе предприятия.
На владимирскую землю «Мортадель» зашел еще при губернаторе Николае Виноградове. После 2006 года компания решила расширить производство и ввела в регионе-33 крупный свиноводческий комплекс, которому позже присвоили статус селекционно-генетического центра. 9 августа 2013 года в ходе визита в Александровский район врио губернатора Светлана Орлова пообещала предприятию всевозможную поддержку – в том числе по продвижению продукции, получению доступного кредита и т.д.
«Здесь мы увидели высококачественное производство европейского уровня, нет ничего лишнего. На первом месте – вопрос качества производства и энергоэффективности. При этом сохраняется высокая экологичность. Со своей стороны мы будем прорабатывать вопросы продвижения продукции, выпускаемой предприятием, на внутреннем рынке. Позиция торговых сетей, которых не устраивает закупочная цена, просто неприлична», – сулила глава региона.
А в 2015 году у «Мортадели» начались проблемы. ФНС включала и головное предприятие, и селекционно-генетический центр в список крупных налоговых должников, в арбитражные суды поступило несколько исков о банкротстве компаний. Сейчас продолжается одно дело в отношении «Фирмы «Мортадель», правда, никакого решения суд пока не принял, даже наблюдение на предприятии отказался ввести.
В то же время с июля прошлого года отключить свинокомплекс от газа обещает «Газпром межрегионгаз Владимир». С начала года поставщик подал иски в суд о взыскании 2,3 млн рублей неплатежей, на 1 апреля задолженность за «голубое топливо» составляла уже 2,73 млн рублей, причем с середины 2017-го долги выросли в четыре раза. Еще 2,6 млн рублей отсудил «Владимирэнергосбыт». Так что селекционно-генетический центр может вскоре остаться и без света, и без тепла.
Как же так произошло, что предприятие с 27-летней историей вдруг оказалось на грани банкротства, и никто ему не помог? Причиной этого Эльвира Агурбаш назвала диктат торговых сетей, которые в разы завышали цену на продукцию. 60% товаров «Мортадель» поставляла в «Дикси», но в прошлом году между партнерами разразился спор, который вылился в разбирательство с привлечением ФАС. Решение было не в пользу производителя. Результат – продукция пропала с полок магазинов, 25 тысяч свиней погибли от голода, долги росли с каждым днем, приставы арестовали счета, и сейчас предприятие отчаянно борется за жизнь. 80% сотрудников (а в Александровском районе на «Мортадели» трудились более 250 человек) пришлось уволить.
Казалось бы, вот куда Белому дому и губернатору нужно было вкладывать усилия для развития сельского хозяйства. Но нет: когда руководство свинокомплекса обратилось за помощью в администрацию Владимирской области, все просьбы власти проигнорировали.
«Чтобы продолжать платить за комбикорма для племенного стада, мы пытались получить субсидированный кредит, мы два года просили администрацию Владимирской области помочь в его получении, но реакции не было, и это при том, что за помощью обратился самый крупный свиноводческий комплекс в этом регионе.
Ни банки, ни администрацию Владимирской области не волновало, что «Мортадель» является участником Программы развития агропромышленного комплекса РФ. Свиноводческий комплекс компании открывался под эгидой на тот момент министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева. Таких селекционно-генетических центров, как у нас, в России всего не более пяти.
В итоге денег для компании ни у кого так и не нашлось. Предприятие, которое является системообразующим, в обоих районах области входит в тройку крупнейших налогоплательщиков, кормит один миллион человек в день, выращивает племенное стадо свиней, занимается генетической селекцией, дает рабочие места, – не получило поддержки у государства».
Отдельное спасибо Эльвира Агурбаш сказала главе региона Светлане Орловой, благодаря которой социальная обстановка в Александровском районе еще более накалилась.
«Мы обращались в администрацию Владимирской области, рассчитывали, что они поддержат предприятие, которое производило 60% мяса в регионе. Это дикость для меня, полное равнодушие и цинизм, ведь предприниматель пришел к Вам в регион, купил землю, никому не нужную до тех пор, и на пустыре построил современный передовой свиноводческий комплекс с самыми передовыми инновационными технологиями, предоставил рабочие места местным жителям, платил налоги, завез племенное стадо, взял кредит в размере 1 млрд 800 млн рублей и отдал уже банку 2 млрд 700 млн рублей и еще остался должен 390 млн рублей инвестиционного кредита, трудился, а его в сложное время не поддержали.
Но, видимо, губернатор Владимирской области Светлана Орлова забыла об этом. Когда понадобилась помощь, мы не получили от них ничего. Я писала ей письма с просьбой о встрече, неоднократно, видимо, она не посчитала катастрофичной ситуацию, что самое крупное сельхозпредприятие загибается из-за создания барьеров для сбыта со стороны торговых сетей. Зачем государство давало субсидии предприятию? Чтобы потом бросить это предприятие, отдав на растерзание торговым сетям и личностям с сомнительной репутацией?
80% сотрудников свиноводческого комплекса, а это местные жители, которых нам пришлось уволить из-за кризисной ситуации, до сих пор не нашли работу. Новые рабочие места в Александровском районе Владимирской области так никто и не создал. Там люди спиваются, да, спиваются, там много молодежи, а мы кормили бесплатно, давали подарки на Новый год деткам, старались поддержать их, но предпринимательская инициатива никому не нужна. У нас в 2014 году средняя зарплата рабочего составляла 33 тыс. рублей без учета заработной платы руководителей, это хороший уровень для 101-ого километра 33 региона. А на мясоперерабатывающем заводе заработная плата рабочего составляла 45 – 50 тысяч рублей, и это без учета НДФЛ и пенсионных налогов».
Что будет дальше, Эльвира Агурбаш не знает. Руководство «Мортадели» будет бороться до конца, но справится ли оно без помощи государства и при равнодушии областных властей – неизвестно.
Напомним, что накануне выборов восемь директоров крупных предприятий поддержали выдвижение Светланы Орловой на второй срок. По их мнению, в регионе при губернаторе улучшился деловой климат. А сама Светлана Юрьевна на встрече с активистами из Струнино заявила: «Я принципиальный человек и никогда не допускаю лжи в своих высказываниях». Комментарии излишни.