«Если не выполнишь, срежу голову». Как Хвостов «тиранил» владимирских чиновников
Зам Орловой выжил двух директоров департамента
Вчера в Ленинском районном суде состоялось очередное заседание по уголовным делам бывшего зама Орловой Дмитрия Хвостова. За шесть часов было опрошено семь свидетелей, включая двух директоров департамента строительства обладминистрации и руководителей различных госучреждений. Каких-то новых деталей по предполагаемой преступной деятельности Хвостова они не раскрыли, зато выяснилось, почему в Белом доме была такая текучка строительных кадров.
Практически каждого свидетеля адвокаты подсудимого просили охарактеризовать стиль работы Дмитрия Хвостова. Некоторые участники заседания просто говорили, что вице-губернатор был «требовательный» или «очень требовательный», причем не только к подчиненным, но и к застройщикам. Спрашивал по срокам и качеству выполнения работ, все было «в таком серьезном движении». Сроки всегда ставились «очень сжатые», а контроль был «жесткий».
Со взятками от строителей, в получении которых следствие обвиняет Хвостова, такой стиль работы свидетели не связывали. Подчиненные побаивались замгубернатора и старались его лишний раз «не провоцировать на конфликт». В то же время на методы работы Хвостова никто не жаловался.
«Учитывая его характер, манеру выстраивания взаимоотношений с подчиненными, специфику подхода к работе, мы старались молча выполнять указания и распоряжения и не провоцировать заместителя губернатора Владимирской области на конфликт.
Опасались, но не в таком виде, чтобы прятались, плакали. Нам нравился этот стиль работы. Был серьезный подход к работе: если взялись за работу – делайте. Без обид, безо всего просто могли поговорить чисто по-мужски. Опасения всегда были, но таких косяков, чтобы можно было уволить, мы не допускали в работе», – сообщил суду директор «Владимиргражданпроекта» Павел Шигорин.
Главному архитектору института «Владимиргражданпроект» Николаю Волкову Дмитрий Хвостов и вовсе грозил «срезать голову» за срыв сроков разработки проектов по строительству домов в микрорайоне Веризино‑2. Так зам Орловой пытался стимулировать архитектора. Волков как угрозу эти слова не воспринял, но они подействовали.
Волков: Хвостов говорил: «Быстрее, срываешь сроки». Мы действительно опаздывали по срокам по внутреннему графику. Тогда, когда он мне звонил, я даже не заметил, когда прослушал запись, я это тоже пропустил. Когда мне предъявили текст – я удивился, честно говоря. Я не счел это угрозой, я это дело не зафиксировал. Хвостов сказал: «Если не выполнишь, срежу голову».
Гособвинитель: Это в каком-то смысле или в прямом?
Волков: Мне кажется, в прямом. Но это уже по стенограмме. Когда был звонок, я этот момент не зафиксировал. Мы работу ускорили.
Еще более интересная ситуация произошла с двумя директорами департамента строительства. За три года вице-губернаторства Хвостова в этой структуре сменилось три руководителя (не считая временных замен): до 2 октября 2014 года департамент возглавлял Илья Шаров, с 3 декабря 2014-го и по 10 мая 2016 года – Виталий Давидов, затем в должность вступил Сергей Коробкин. Последний, впрочем, проработал чуть больше года и уволился после критики президентом затянувшегося строительства школы в микрорайоне 8‑ЮЗ. Сейчас департаментом руководит Дмитрий Золин.
На суде внезапно выяснилось, что к увольнению Шарова и Давидова прямо или косвенно причастен Дмитрий Хвостов. Шарову свеженазначенный в марте 2014 года зам Орловой сообщил, что в его услугах нуждается несильно и видит в кресле главного строителя области другого человека. Чиновник согласился. Вдобавок у него была проблема со зрением, так что уволился он без скандала.
«Мне было сказано Хвостовым Дмитрием Анатольевичем, что он не нуждается в моих дальнейших профессиональных навыках. Просто изначально он говорил, что у него есть человек на мое место, и в определенное время, когда он мне скажет, я, в принципе, должен оставить свою должность. Я на это согласился, когда он стал вице-губернатором.
Первого числа [октября] или чуть пораньше он сказал, что, вот как мы говорили, есть человек, который должен занять эту должность, и, соответственно, я написал заявление по собственному желанию. Мог не согласиться. Но у меня со зрением уже была проблема, один глаз не видел – катаракта, и второй уже процентов на 80. И я ушел и сразу же сделал операцию в Минске на два глаза после ухода», – пояснил Илья Шаров.
Сменщик Шарова Виталий Давидов на заседании не признал, что его в руководители департамента строительства провел Дмитрий Хвостов. При этом бывший чиновник Белого дома употребил формулировку «был переведен в департамент» из мэрии, что косвенно указывает на наличие влиятельного покровителя в обладминистрации. А с учетом того, что Давидов, по словам строителя Александра Шамова, участвовал и в неформальных встречах Хвостова в ресторанах, сомнений в том, кто является его благодетелем, не остается.
А вот уволился Виталий Давидов из департамента по банальной причине – «ввиду напряженных отношений с Хвостовым». Так что «требовательный» характер обвиняемого во взятках бывшего зама Орловой выдержать мог не каждый.