«Стыд, обман, катастрофа». Чем для владимирских строителей обернулись взятки Хвостову
Зам Орловой просил помочь с ремонтом и помогал с дачей
На судебных заседаниях по делу бывшего вице-губернатора Дмитрия Хвостова уже выступили ключевые свидетели, в том числе известные владимирские строители Александр Шамов, Алексей Андреев и Андрей Замбин, которые, по их собственному признанию, и давали взятки заму Светланы Орловой. На каждого из них было заведено уголовное дело, однако преследование прекратили после их «деятельного раскаяния»: бизнесмены признались в преступлении и помогали следствию изобличить высокопоставленного чиновника.
При этом в ходе допросов и дачи показаний в суде строители всячески старались оправдаться. По их словам, они испытывали стыд и смущение. Свои действия предприниматели называли ошибкой, а Андрей Замбин и вовсе заявил, что чувствует себя обманутым. То, что бизнесмены в итоге получили от дачи взяток, можно оценивать по-разному. Одним при содействии Хвостова выдавались разрешения на строительство объектов, а также решались личные вопросы, а вот владелец «Игротэка» лишь подсчитывал многомиллионные убытки.
«СТЫДНАЯ» ДАЧА ШАМОВА
Первым по делу Хвостова в суд вызвали собственника группы компаний «Консоль» Александра Шамова. Как уже писал ПроВладимир, на заседании строитель заявил, что не считал вице-губернатора мошенником и обратился к нему только потому, что другого выхода для себя не видел. Администрация города Владимира всячески препятствовала его деятельности, а оставлять обманутых дольщиков Шамову не хотелось. При этом удовольствия от дачи взяток он не испытывал.
«Я не считаю Дмитрия Анатольевича мошенником. Он всячески старался решить этот вопрос. Опять же вопрос приоритетности. Одно дело – тебе наносят ущерб, который позволяет тебе работать дальше, другое дело – ты просто встанешь, разоришься и оставишь обманутых дольщиков, что я в принципе не приемлю. Я не могу себе даже представить. Другого пути для меня не было.
Эта ситуация меня страшно тяготила, потому что я понимал не то что правовые последствия, а всячески переживал по этому поводу, потому что я против подобных вещей. Я в жизни не испытывал большего стыда», – рассказал Шамов.
В то же время бизнесмен умолчал, что Дмитрий Хвостов решал и его личные вопросы. Так, на заседании выступил глава администрации Муромского района Николай Муравьев. Он поведал, как зам Орловой за несколько недель до своего увольнения и ареста продавливал решение о расширении дачного участка Александра Шамова в селе Благовещенское Муромского района. Как рассказал райменеджер, Хвостов ему лично звонил и просил посодействовать в этом.
Загвоздка состояла в том, что по территории, которую Шамов хотел присоединить к своей даче, проходила грунтовая дорога, которую местные жители использовали в качестве проезда к Оке. Поэтому строителю на его заявку выдали технический отказ. После звонка вице-губернатора Николай Муравьев лично выезжал на участок, разговаривал с Шамовым и предложил ему перенести дорогу в другое место. Однако после задержания Хвостова вопрос застопорился, и на сегодняшний день расширить дачу владельцу «Консоли» не удалось.
Платил ли Шамов заму Орловой за эту личную услугу, неизвестно. В обвинительное заключение этот эпизод не вошел. Муравьев же поддался «авторитарному стилю руководства» Хвостова по принципу «сказал – сделал». Но если бы вице-губернатор не покинул обладминистрацию и избежал уголовного преследования, то, возможно, Александр Шамов и получил бы дополнительные сотки в селе Благовещенское для комфортного отдыха.
РЕМОНТ С «КАТАСТРОФОЙ» АНДРЕЕВА
Другой строитель Алексей Андреев вовсе не собирался давать Дмитрию Хвостову «на лапу», однако не устоял перед его авторитетом – в силу «нашего так сказать русского чинопочитания». За финансовой помощью к нему обратился сам заместитель Орловой, и владелец «Игротэка» не смог ему отказать.
Как поведал бизнесмен на суде, разговор между Хвостовым и Андреевым произошел осенью 2014 года. Они отобедали в ресторане «Круча» в «Вознесенской слободе». После трапезы вице-губернатор подошел к строителю и «нехотя» попросил у него миллион рублей на обустройство квартиры. Андреев растерялся, но, расценив предложение как «неприятность», решил, что сможет ее пережить.
«Он [Хвостов] спросил так нехотя по поводу того, что человек во Владимире новый, не помогу ли я ему, скажем, дать денег на обустройство и ремонт его квартиры. Я растерялся, сказал: «Как вы себе это представляете?». Он так тоже был немножко смущен. Он сказал: вот есть человек, доверенное лицо, он подъедет по звонку, если готов помочь, то помоги. Я сказал, что он чиновник, мне как-то неудобно будет в кабинет ему чего-то приносить.
Сначала я немножко растерялся, таких предложений я никогда не получал по жизни, но как-то согласился. Я расценивал [эту ситуацию] как некое неудобство, неприятность.
Лично я бы никому ничего не понес. Я ему сказал: я не представляю, что я вам лично что-то отдам. Потому что не так воспитан, может, – не в моих принципах, не знаю, просто дать человеку денег. Очень жалею, что так не сделал [не отказал Хвостову]. Человек имеет право на ошибку. Я считаю, что это очень большая ошибка в моей жизни», – заявил на заседании Андреев.
Деньги строитель передал в два приема: сначала полмиллиона – в феврале 2015 года, а позже, в ноябре – после фразы Хвостова «ты же обещал помочь, помоги до конца» – бизнесмен передал через посредника Игоря Козырского еще 300 тысяч рублей. Деньги на «ремонт» Андреев отдавал в машине около филармонии.
За свою помощь владелец «Игротэка» у чиновника ничего не просил, а тот ничего и не обещал. Андрееву было важнее улучшить человеческие взаимоотношения с Хвостовым. Для этого строитель неоднократно приглашал чиновника попариться у себя в бане за городом, выпивал с ним, передавал ему колбасу и мясные деликатесы собственного приготовления, а Хвостов в ответ угощал Андреева пельменями из дичи.
А вот в профессиональном плане у бизнесмена, в отличие от Шамова, поначалу больших проблем не было. В программу «Жилье для российской семьи» компания вошла с проектом микрорайона Пиганово, который расположен на областной земле, еще до описанных событий. А когда программу прикрыли, и государство вместо компенсаций в 4000 рублей за квадратный метр не выплатило строителям ни копейки, Алексею Андрееву оставалось лишь подсчитывать многомиллионные убытки. Именно поэтому всю ситуацию с Хвостовым он оценивает как «катастрофу».
«Конкретно, он [Хвостов] мне ничего не обещал, сказал – будем работать. Наверно, это была моя ошибка, что я вообще согласился на это. Не надо было, потому что Хвостов – чиновник. Наверно, было не совсем правильно с моей стороны, ну и с его стороны тоже неправильно было что-то просить даже в бытовом плане. Поэтому это можно расценивать как угодно – как помощь, как взятку.
Может быть, рассчитывал на хорошие отношения как человек к человеку. В качестве нашего так сказать русского чинопочитания.
Что я поимел? В итоге ничего не поимел, наверно, в итоге убыток миллионов 160. Программа закрылась. Продавали квартиры дешевле себестоимости. Для меня ситуация вообще была катастрофа».
В итоге владелец «Игротэка» написал явку с повинной. Следователи ему объяснили, что отношения между Андреевым и Хвостовым можно расценивать как «общее покровительство», хотя каких-то конкретных улучшений и выгод фирмы Андреева с финансовой помощи вице-губернатору не получили.
ОБМАН ЗАМБИНА
Последним из строителей на суде допросили учредителя компании «Строй-Инвест» Андрея Замбина. Его фирмы за переданные вице-губернатору миллионы все же получили конкретные решения в свою пользу. В частности, компаниям Замбина по протекции зама Орловой согласовали строительство многоквартирного дома №2‑Б по Верхней Дуброве – за взятку 2,2 млн рублей, а также застройку сквера за ДК «Точмаш» – за 10 млн рублей. Но при этом строитель все равно чувствует себя обманутым.
Как рассказал на заседании Замбин, с Хвостовым он познакомился благодаря экс-депутату Заксобрания, ныне сидящему Сергею Курышеву. Они были соседями по коттеджному поселку «Зеленый мир», что в Загородном парке. Летом или осенью 2013 года Замбин прогуливался по поселку, увидел Курышева, тот пригласил его к себе в гости. В это время к депутату подъехал и Хвостов, который тогда еще был советником губернатора по строительству.
Когда Хвостов стал куратором отрасли, с трибун он пообещал помогать застройщикам, чтобы муниципалитеты вовремя выдавали разрешения на строительство. А поскольку у Замбина как раз возникли такие проблемы, он и решил обратиться к заму Орловой.
«Хвостов позиционировал себя как влиятельный, серьезный человек, который может решать вопросы в администрации города в связи с градостроительными документами. Были моменты, что он говорил, что это компетенция не моя, и вроде я вам помогаю, всем строителям, а вы мне в свою очередь ничем не помогаете. Сначала я не понимал это до конца», – поведал на суде Андрей Замбин.
Но когда вдруг после обращения к Хвостову стали происходить положительные подвижки в делах Замбина, строитель «подумал, что это была помощь Дмитрия Анатольевича», и решил его отблагодарить. На заседании бизнесмен, конечно, оправдался, что боялся за свои фирмы, поскольку отказ высокопоставленному чиновнику мог нанести ущерб всем его строительным конторам. А так он всячески «тяготился» коррупционной ситуацией.
Даже сейчас, после явки с повинной и прекращения в отношении себя уголовного дела, Замбин считает себя обманутым: он, мол, и денег дал, и опозорился при этом. Хотя на момент передачи денег он якобы не квалифицировал свои действия как взятку.
«Все это время меня тяготил факт передачи незаконных денежных средств. Хотя в мой адрес только законные решения были приняты. Тяготило всегда, но боялся последствий в свой адрес, ущерба в адрес всех строительных компаний, где я являюсь учредителем. Так как понимал, что Дмитрий Анатольевич занимает серьезное должностное положение.
Любого человека можно обмануть, в том числе и меня. Я уже себя считаю обманутым, что я за свой счет стою здесь, и вопросы законные решал, еще стою здесь. Вот я считаю себя обманутым, вообще, в целом, еще и получил нереабилитирующую статью», – пояснил бизнесмен.
В искренность этих слов верится с трудом, ведь простым владимирцам точечная застройка фирмами Замбина была вовсе не нужна. На слушаниях они выступали и против многоквартирного дома на Верхней Дуброве на месте, где гражданам обещали открыть детский центр, и тем более против четырех многоэтажек вместо зеленой зоны за арт-дворцом.
Те же мотивы, вероятно, были и у Шамова при передаче денег заму Орловой за возведение детского садика в Веризино по федеральной программе. Все это, возможно, выглядит так: строителей интересовала в первую очередь собственная прибыль, а дальше хоть трава не расти, и благодаря незаконным финансовым вливаниям удалось пропихнуть решения в их пользу. И оправдательные реляции бизнесменов вряд ли могут снять с них вину за дачу взяток.