Сергей Казаков призвал наказать фальсификаторов губернаторских выборов
Несколько человек заявили о подмене результатов на участках
Депутат регионального парламента и директор издательского дома «Томикс» Сергей Казаков на заседании областного Заксобрания 18 октября призвал наказать организаторов фальсификаций на губернаторских выборах. Правоохранительные органы и облизбирком до сих пор не дали оценки факту закрытия в ночь голосования 23 сентября территориальных избирательных комиссий в нескольких районах области. Нет реакции и на публичные заявления членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса об откровенных подтасовках результатов, когда голоса одного из кандидатов приписывали другому.
Ранее ПроВладимир заявлял об аномальном распределении голосов на нескольких избирательных участках во Владимире. В ночь выборов в сети оказались фотографии результатов подсчета голосов на участке в Собинском районе, где Светлана Орлова сильно уступила Владимиру Сипягину. На этом участке голоса кандидатов в итоговом протоколе просто поменяли местами.
Есть основания полагать, что то же произошло на ряде участков во Владимире. Так, при результатах Светланы Орловой в диапазоне от 22 до 29% голосов на участках №402 – 407 на участке №408 (общежитие на Лакина) у кандидата от «Единой России» 68,02% голосов, тогда как у её оппонента Владимира Сипягина – 25,86%. Подобные «перевертыши» наблюдаются на УИКах №415 (школа №25), в Кванториуме (№427) и Педагогическом колледже (№428). Также от соседних участков резко отличается УИК в ДК молодежи, где, как оказалось, в основном, голосовали поклонники Светланы Орловой.
В своей речи Сергей Казаков призвал коллег-депутатов не закрывать глаза на фальсификации, иначе на следующих выборах они сами станут жертвами точно таких же нарушений, совершенных теми же людьми. Сейчас за фактически уголовные преступления совершившие их лица не получили не то чтобы наказания, но и морального порицания, заявил Сергей Казаков.
«Вы, наверное, помните, кто наблюдал за этими выборами, что во втором туре очень подозрительно долго подводились итоги на избирательных участках. Участковые комиссии – и нам об этом сообщали наши наблюдатели, члены комиссий с правом решающего голоса, что в течение двух часов не давали возможность подвести итоги, что они [ТИКи] не могут получить протоколы избирательных комиссий.
Таких обращений были десятки. В частности, в городе Владимире территориальная комиссия Ленинского района была просто закрыта в течение нескольких часов. И тот, кто туда приехал с избирательных участков, не могли просто сдать свои протоколы и документы, которые они обязаны сдавать в ТИК.
На сегодняшний день реакции на эти сообщения со стороны правоохранительных органов, других каких-то органов власти никакой нет. Такое ощущение, что все хотят забыть о нарушениях, которые были на этих выборах.
Так вот, уважаемые коллеги, я бы хотел, чтобы вы все задумались над тем, что произошло 23 сентября. Была огромная попытка фальсификации этих выборов. И хотел бы, чтобы вы меня поддержали, потому что вы понимаете, что сегодня это против определенного кандидата − Сипягина − все разворачивалось, попытка провести Светлану Юрьевну Орлову [на пост губернатора]. А завтра это будет против вас. Завтра эти участковые избирательные комиссии, которые откровенно занимаются фальсификацией выборов, будут фальсифицировать выборы против вас. Потому что эти люди останутся безнаказанными. Потому что их даже морально никто не осудит, понимаете? Там вообще уголовная статья, до четырех лет лишения свободы это грозит. Тем более когда [это делает] группа людей.
Я приведу вам в пример два участка, где люди публично сказали о нарушениях, которые, по их мнению, были на участках. Это участок №463 города Владимира, там был такой Роман Здоров, он публично выступил у нас на сайте, его информация в открытом доступе. Он был от ЛДПР с правом решающего голоса. Так вот на его глазах, как он говорит, бюллетени Сипягина вкладывались в стопку с бюллетенями Орловой. И он не подписал протокол этой комиссии. Он протестовал и делал все, что мог, но, к сожалению, протокол с таким искаженном результатом был отправлен в ТИК Фрунзенского района, он сейчас там находится.
Он обратился в суд, суд ему отказал. Оказывается, наш закон не позволяет члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оспаривать решение на этом участке. Наблюдатель может, избиратель может, а член участковой комиссии с правом решающего голоса не имеет права подавать в суд. Суд ему отказал принять его исковое административное заявление в связи с тем, что вот он не субъект. Но он продолжает бороться. Кроме того, что он был там с правом решающего голоса, он был еще избирателем. Он просто этого не учел. Теперь он как избиратель все равно будет оспаривать это решение.
Но самое страшное что? Сегодня, если мы достанем этот мешок, в котором упакованы все бюллетени, что мы там найдем? Помните, в Октябрьской администрации сгорели после «ладожских событий» все вещественные доказательства, был пожар. Все, наверно, помнят эти события. А сегодня, что произойдет во Фрунзенской ТИК? Я вот предупреждаю всех этих товарищей, которые там охраняют эти мешки, чтобы они не думали, что там что-то подожгут или допечатают бюллетени.
Председатель на участке №463 − Халюткина Людмила Васильевна. Я к ней обращаюсь с трибуны нашего государственного органа власти. Вы придите, принесите этот свой мешок, попросите его в ТИК по процедуре определенной и покажите, что вы были правы, что вы не нарушали закон. Пусть она это предъявит.
Есть второй человек − Сергей Трифонов. Он от КПРФ [член комиссии] с правом решающего голоса на участке №408. Председатель на участке была Яна Бочарова. Он также публично заявил о совершении [фальсификаций].
В общем, чтобы вы, меня, коллеги просто приняли информацию к сведению, я очень хочу, чтобы мы довели до конца, вот здесь присутствует прокуратура, чтобы они проверили эти факты, изложенные этими гражданами. Один из них обратился в суд, другой публично тоже все сказал.
Когда председатель заявляет, что «будем сейчас фальсифицировать выборы», и просто кладет бюллетень одного из кандидатов на бюллетени другого − это просто безобразие и позор нашей области, и мы допускаем. Мы обязательно должны расследовать это и провести проверку. Я думаю, эти случаи были не единичные. То, что у ТИКов очередь стояла во Владимире и в других районах, в Петушинском районе, и не могли туда попасть, член центральной избирательной комиссии не мог туда попасть в течение двух часов − эти факты нельзя оставить просто так.
У нас еще много выборов, и мы тоже можем оказаться в такой же ситуации, когда какие-то силы… Но самое главное, чтобы были наказаны люди, которые заставили председателей ТИКов не открывать двери, которые заставляли председателей УИКов не подводить итоги, а ждать какой-то команды.
Кстати, в ЦИК работает горячая линия только до 23:00, после этого она прекращает работу. Хочу обратиться к нашей Элле Александровне Памфиловой, ну что это такое, горячая линия до 23:00, а дальше что делать? И это единственный телефон в ЦИКе, больше нет. Я звонил [главе облизбиркома Вадиму] Минаеву − они тоже не отвечали, никто не хотел заниматься этой проблемой. Я предлагаю не умалчивать это. Я понимаю, что кому-то выгодно сегодня забыть об этом, об этом грандиозном нарушении, которое было во Владимирской области, но поверьте, я лично хочу – и чтобы вы меня поддержали, чтобы мы это просто так не оставили и довели, наказали тех, кто это совершал».
Подобным образом на вопрос ПроВладимира о прошедших выборах ответила региональный уполномоченный по правам человека Людмила Романова. Омбудсмен заявила, что события, происходившие после закрытия участков для голосования 23 сентября, вызывают обеспокоенность, и призвала ответственных лиц сделать все возможное, чтобы подобное не повторилось.
«Как уполномоченный по правам человека могу сказать, если мы говорим о дне выборов 23 сентября, то день выборов с 8:00 до 20:00 прошел в принципе прозрачно. Вопросы и мою обеспокоенность как уполномоченного вызывают события, которые произошли после закрытия избирательных участков.
Что произошло − мне тоже до конца не ясно. Я также сидела, смотрела, читала, отслеживала все факты. Сейчас мы сделали запросы в облизбирком, чтобы они проанализировали данные, провели работу над ошибками. Выборы признаны состоявшимися, но это не значит, что мы все должны успокоиться. Для меня важно, чтобы подобное не повторилось».