«Друзья музея» предложили вернуть в ВСМЗ Светлану Мельникову
В сообществе подготовили рекомендации к подбору директора ВСМЗ
Члены общества друзей Владимиро-Суздальского музея-заповедника озвучили критерии, которым должен соответствовать руководитель ВСМЗ, и надеются, что к их мнению прислушается Минкульт при выборе будущего директора музея. Пожелания культурная общественность Владимира озвучила на собрании 3 ноября, спустя сутки после заявления Игоря Конышева об уходе с должности руководителя ВСМЗ.
На собрание пришли больше пятидесяти человек, многие из которых являются сотрудниками музея или уволились в последние два года, после прихода скандального руководителя. Председатель общества «друзей музея», профессор Роман Евстифеев скромно пояснил журналистам, что собрание плановое, а уход «менеджера» повлиял на повестку незначительно − добавился один пункт обсуждения. Тем не менее собравшиеся не скрывали радостных чувств.
Одна из сотрудниц музея на предыдущих собраниях «друзей ВСМЗ» просила ее не фотографировать, поясняя, что она лишь привела Алису Ивановну Аксенову. Если узнают, что она была на собрании, − у нее будут большие проблемы. На вопрос, можно ли фотографировать теперь, вчера она ответила: «Да, теперь многое изменилось».
Обсуждение запланированных вопросов заняло не больше 15 минут. Члены общества проголосовали за регистрацию юридического лица «друзей музея» − потребность в этом, по словам Романа Евстифеева, возникла «в ходе борьбы с известным злом».
Затем перешли к вопросу о том, какой человек должен возглавить музей. Здесь планы председателя выработать критерии, но не предлагать конкретного претендента разошлись с реальностью. Почетный президент ВСМЗ Алиса Аксенова выразила желание вернуть в музей Светлану Мельникову, руководившую учреждением до назначения Игоря Конышева. Алиса Ивановна приоткрыла информацию о том, как снимали Светлану Мельникову с должности, и сообщила, что сейчас экс-директор, работающая в Херсонесе, не готова к возвращению.
«Дорогие друзья, у меня будет неожиданное предложение, пусть оно вас не шокирует. Человека найти очень трудно, который бы знал, который бы любил, а это не сразу полюбишь. Это меня молодую сунули на музей, но это время было, это комсомол был такой. Раз тебя сунули, значит ты должна это дело любить, знать и так далее. Жизнь сложилась, времена не те. Кого пришлют, кого дадут? Мы сами никого не можем предложить, и у меня предложение, не удивляйтесь, – писать письмо, уже пишете – вернуть Светлану Мельникову.
Вы знаете, когда я кончала работать, то, конечно, вопрос встал, и меня Виноградов: «Алиса Ивановна, кого? Мы думаем Мартынова». Я говорю: «Нет, дайте мне время подумать». И поехала к Авдееву, министр культуры очень интеллигентный был, но, правда, его из Парижа, как из грядки, выдернули сюда на культуру. И я говорю: «Вот, если мы организуем такое письмо, которое пойдет, может, против воли губернатора». Он говорит: «Пишите». И вот мы написали, так что это моя была идея, и, в общем, Светлана была, все хорошо. Ну а я, старые директора оставались не то чтобы как наставники, ну они нужны были.
Сначала все было очень хорошо, а потом начались разногласия, притом не с моей стороны. Видно, много охотников подсудить, че-нибудь подсказать, подговорить, сослаться, наврать. Может быть, здесь сыграл роль супруг Светланы. Я не удивляюсь. Тут вы знаете, кровь у нас одинаковая, горячая. Кто-то обидел, крепко обидел, кто-то не простил. И вот, когда поступило это предложение, это был звонок из министерства Светлане Юрьевне. Вот откуда начало, видно, место-то сладкое оказалось, может, тогда уже подначивали. «Есть у нее недостатки?». «Есть, она тут задержала…». В это не будем вмешиваться.
Ну вот, и так вот случилось – ей дали хорошее место, отличное, она там себя показала, узнала все, она все-таки только экскурсионным делом занималась. Вот там узнала, что такое хозяйство во всех его красотах, что такое битва с начальством, налаживание связей и прочее-прочее.
Светлана теперь не та. Попытки мои как-то с ней наладить отношения она отвергала очень решительно. Ну а сегодня [3 ноября 2018] состоялся хороший разговор: «Светка, кончай валять дурака. Мы обе погорячились, но ты понимаешь, музей гибнет. Ты же его знаешь. Как бы тебе там приятно под солнышком не было, но у тебя и возраст, это тоже надо знать. Ну и тут все очень мило, давай такое письмо напишем».
И я думаю, что лучше Светланы не найдешь. Язычок у нее, в отличие от меня, еще острее значительно. У нее характер, но самое главное она познала музейную работу шире, она там организацией занималась, она тут экспозиции не строила, она только командовала и прекрасно командовала экскурсионным отделом, который погублен окончательно. А тут она занималась уже всем, и поэтому, дорогие друзья, давайте предложим. Как это воспримет министр, кто его знает. Я вот убеждена, что он подкапывался тогда уже – место сладкое искали для Конышева. Вот такое мое предложение».
Предложение Алисы Аксеновой в выступлениях поддержали региональный уполномоченный по правам ребенка Геннадий Прохорычев и известный скульптор Игорь Черноглазов.
«Я надеюсь и поддерживаю также Алису Ивановну, я надеюсь, мы все поддерживаем, что лучше кандидатуры, чем Мельникова Светлана, которая знает музей, которая уважаемая в музейной сообществе, которая является специалистом, и Алиса Ивановна правильно сказала, еще получила достаточно хороший опыт в музее в Крыму. Она достойный человек, чтобы возглавлять наш музей, и поэтому мы должны поддержать предложение Алисы Ивановны, подписаться, направить письмо в министерство культуры. Мне кажется, это будет самым правильным решением министерства культуры. И я надеюсь, я знаю точно, что и Владимиро-Суздальский музей заповедник, и детский музейный центр, и наша уважаемая экспозиция художников наших владимирских – все это будет восстановлено», − произнес Геннадий Прохорычев.
После обсуждения Роман Евстифеев все-таки не стал указывать в письме министру культуры конкретное имя в качестве кандидатуры в ВСМЗ, ограничившись замечанием, что Светлана Мельникова подходит под все обозначенные критерии.
Сами пожелания друзей музея к будущему руководителю выглядят так:
− Директор должен быть профессионалом, преданным делу человеком, имеющим признание музейного сообщества, знающим все нюансы музейной работы, должен соответствовать высоким требованиям, предъявляемым директору федерального музея-заповедника − уникального, особо ценного объекта культурного наследия;
− Это должен быть человек, открытый для контакта с местным сообществом, журналистами, способный восстановить продуктивный диалог с владимирской митрополией по всем актуальным вопросам, вернуть доверие туроператоров;
− Необходимо добиться выполнения всех требований, которые были сформулированы на общественных слушаниях 17 мая 2018 года. В первую очередь, восстановление детского музея-заповедника в Палатах города Владимира, публичное представление, обсуждение концепции развития Владимиро-Суздальского музея-заповедника;
− Считаем важным моментом, чтобы после назначения нового директора был начат конструктивный диалог с участием общественности, региональных органов власти о будущем Владимиро-Суздальского музея-заповедника;
− Общество друзей Владимиро-Суздальского музея-заповедника готово стать тем звеном, которое поможет связать музей и общество. И мы рассчитываем, что новый директор в кратчайшие сроки создаст общественный совет при музее, который, как показывает жизнь, необходим для выстраивания правильного диалога с органами власти, местным сообществом, экспертным сообществом, гражданами.