Власть

Сотрудников Белого дома подозревают в растрате денег на грантах

Расходование бюджетных средств плохо контролировали

Начальник управления Белого дома по вопросам противодействия коррупции Игорь Лебедь сообщил о доследственной проверке в отношении неназванных чиновников администрации Владимирской области, которые допустили «незаконное расходование бюджетных средств на сумму 2,5 млн рублей». По словам главного антикоррупционера региона, сотрудники одного из структурных подразделений Белого дома плохо следили за исполнением грантов и предоставлением отчетности автономной некоммерческой организацией «Дом НКО Владимирской области». Правда, руководство этой организации с обвинениями не согласно.

На пресс-конференции 10 декабря Игорь Лебедь поведал, что администрация региона фактически избавилась от коррупции. В этом году в суд передали 9 дел о взяточничестве – в основном, в отношении сотрудников Росгвардии и МВД, а также одного работника ГУПа. Вообще с 2014 года количество мздоимцев сократилось (или же ловить их стали реже): если четыре года назад было зафиксировано 279 подобных преступлений, то за 11 месяцев этого года – всего 193.

Впрочем, это не значит, что чиновники не нарушают закон. Претензии к ним возникают по поводу недостоверных сведений в декларациях, неправильно оформленных госзакупок (заключения контрактов с аффилированными властям компаниями управление не обнаружило), а порой речь идет о хищении бюджетных средств. Так, в Собинском районе служащие в сфере соцзащиты украли 237 тысяч рублей, в Ковровском – 688 тысяч, а в Муромском – 10 млн рублей. Расследование по этим уголовным делам продолжается. Также в октябре 2018 года вскрылся факт служебного подлога одним из госслужащих: его уволили, а материалы передали в Следственный комитет.

Сотрудников Белого дома подозревают в растрате денег на грантах
Игорь Лебедь

Отдельно Игорь Лебедь остановился на нарушениях при работе с некоммерческими организациями (НКО). Проверка Счетной палаты региона установила, что некоторые НКО не предоставляют в полной мере отчеты о расходовании бюджетных средств, а чиновники за этим плохо следят. Итог – доследственная проверка по этим фактам.

«Есть проблема со своевременностью и полнотой представления финансовых документов со стороны некоммерческих организаций, связанных с получением бюджетных средств в виде оплаты за проведенные мероприятия. Мы заострили на этом внимание на заседании комиссии по координации.

Во взаимодействии со Счетной палатой установлен факт ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами одного из структурных подразделений областной администрации, которое выразилось в бесконтрольности исполнения договора использования гранта автономной некоммерческой организацией «Дом НКО», которое повлекло незаконное расходование бюджетных средств на сумму 2,5 млн рублей.

Преждевременно, видимо, говорить о хищении, это прерогатива органов следствия, но тем не менее факт был установлен. В начале октября материалы Счетной палаты поступили в областное управление МВД. Сейчас там проводится доследственная проверка», – сообщил Игорь Лебедь.

ПроВладимир уточнил у главного антикоррупционера региона, о каком структурном подразделении идет речь и кто попал под подозрение, но Лебедь ничего не ответил, попросив дождаться окончания доследственной проверки: «Тогда все занавесы будут приподняты». Никакой официальной информации не удалось получить и в областном управлении МВД.

Сотрудников Белого дома подозревают в растрате денег на грантах
Елизавета Кустова. Фото – Вконтакте

А вот руководитель «Дома НКО Владимирской области» Елизавета Кустова с обвинениями Игоря Лебедя не согласна. По ее словам, организация предоставила все необходимые документы объемом более 1000 листов, но этого Счетной палате показалось мало. «Дом НКО» действительно получил в 2017 году субсидию от Белого дома на работу ресурсного центра поддержки НКО. Документы подписывал вице-губернатор Александр Лобаков, а кураторство осуществлял комитет по социальной политике.

В целом же порядок предоставления субсидии и все требования к «Дому НКО» прописаны в постановлении губернатора №1345 от 28 ноября 2013 года. В этом документе «Дом НКО» поставлен в один ряд с «ДОСААФ» и Советом ветеранов – эти три организации участвуют в реализации региональной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Владимирской области на 2014 – 2020 годы» с общим бюджетом на 7 лет в 228 млн рублей.

Как рассказала ПроВладимиру Елизавета Кустова, на средства субсидии возглавляемая ей организация оказывала консультационные и иные услуги другим НКО, в том числе оформляла регистрационные документы «под ключ». Средства субсидии шли, в основном, на оплату труда сотрудников.

Сотрудников Белого дома подозревают в растрате денег на грантах
Михаил Колков на мероприятии «Дома НКО». Фото – vk.com/ngo33

Кустова уверена, что предоставленная Счетной палате документация подтверждает и обоснованность расходов, и проведение мероприятий, а заявления Игоря Лебедя назвала «некорректными», поскольку сам он в проверке не участвовал, да и никаких решений по этому вопросу еще не принято. Если же чиновник и Счетная палата продолжат настаивать на своей версии, «Дом НКО» готов судиться. Вот что пояснила Елизавета Кустова ПроВладимиру:

«Проводилась проверка. Смотрели 2017 год. Я считаю, мы подтвердили проведение всех мероприятий, расходование средств субсидии в соответствии с утвержденной сметой, представили все расходные документы, однако без ссылок на действующее законодательство нам выдвинули ряд, скажем так, замечаний, и сейчас еще пока никаких решений не принято, поэтому мне непонятно, по какой причине должностное лицо, которое проводило пресс-конференцию, заявило то, что заявило.

Мне непонятно. Я считаю, что если будут настаивать, то в арбитражном суде будем отстаивать то, что мы все сделали. У нас есть информация по всем мероприятиям с 2016 года, с фотографиями. Видно, что они были, что там есть люди, и люди, я думаю, никто не откажется подтвердить, что они были на мероприятиях и получали консультации.

Например, одно из замечаний Счетной палаты – что журнал проведения консультаций не содержит подписи сторон. Т.е. они полагают, что, проводя юридическую консультацию или консультацию по налогообложению для НКО, мои сотрудники, видимо, должны еще заключать на бесплатную юридическую консультацию договор с каждым обратившимся. Но практика работа НКО это не предполагает. Соглашением данная форма установлена не была, закон не обязывает нас собирать подписи. Мы считаем, что достаточно того, что там есть полная контактная информация, информация о вопросе, информация об ответе, который мы дали.

Мы это все предоставили. Но Счетная палата считает, что этого недостаточно. Значит будем отстаивать в суде свою правоту. Судебную практику по таким спорам мы уже посмотрели, изучили. Она, в основном, в пользу НКО. Я считаю, что вопрос этот пока еще никак не решен, и считаю, что выступление господина Лебедя было абсолютно некорректным.

Я считаю, что там вообще всех бумажек хватает. Но с нас требуют те бумажки, которые законом не предусмотрены, но почему-то кто-то решил, что данные бумажки должны быть. Но господин Лебедь в данной проверке не участвовал. Я не знаю, насколько он ознакомился с ее результатами и смотрел те документы, которые мы предоставили. Потому что была проверка – мы предоставили те документы, которые у нас запросили. Потом нам сказали, что хотят еще документов. Мы еще на 500 листов предоставили документов. Мне кажется, что 1000 листов документации – это более чем достаточно. Просто здесь вопрос в том, как проводится проверка.

Все это не учитывается. Конкретно проверяющим это безразлично, они не пообщались с сотрудниками, они не пообщались с представителями НКО. Я не могу сказать, по какой причине сложилась такая ситуация. Я считаю, у нас все подтверждено. Самое главное – есть смета, есть первичные расходные документы».

Сотрудников Белого дома подозревают в растрате денег на грантах
Мероприятие «Дома НКО». Елизавета Кустова слева. Фото – vk.com/ngo33

По этому поводу заметим две вещи. Во-первых, Елизавета Кустова стала известной широкому кругу владимирцев благодаря конкурсу селфи на президентских выборах, когда айфоны и айпады, как утверждали некоторые участники акции, непонятным образом достались друзьям организаторов. При этом в июне 2018 года Светлана Орлова вручила Кустовой благодарственное письмо Федерального агентства по делам молодежи за личный вклад в развитие молодежной политики России.

Во-вторых, как заверил журналистов Игорь Лебедь, сейчас НКО для получения финансирования проходят «через мелкое ситечко», и если возникает малейшее подозрение на махинации – «сразу опускается шлагбаум», а об этом докладывают лично губернатору. Так происходит минимум последние полтора года.

«Одна из проверок НКО началась с сигнала органа местного самоуправления. А если точнее говорить – финансовое управление и подняло этот вопрос. И на сегодняшний день финансовое управление очень-очень через мелкое ситечко все это через себя просеивает. Очень. Это я вам гарантирую однозначно. И малейшее подозрение, связанное с тем, что тот или иной грант, те или иные деньги пытаются получить незаконно, финансовое управление сразу опускает, как говорится, шлагбаум, докладывает в данном случае губернатору. Последние полтора года докладывают ей напрямую. Ни о каких там завуалированиях разговорах не было [речи]. И на сегодняшний день такие вещи происходят.

Другое дело, что в силу различных причин – не объективных, а субъективных, в основном, – эти НКО или контролирующие их организации не доносят документы, вовремя не представляют весь пакет. По требованию финансового управления все это представляется, если нет – ни о какой оплате быть не может. Наше управление, как говорится, двумя руками поддерживает финансовое управление».

Со слов главного антикоррупционера области выходит, что Светлана Орлова не только знала о выделяемых «Дому НКО» деньгах, но и лично поручилась за организацию, поскольку «шлагбаум» опущен не был, а работы были оплачены. И вот теперь Счетная палата ставит под сомнение работу и общественников, и курирующих их чиновников. А кто прав в этом вопросе – установят следственные органы.

Back to top button