«Владимирский стандарт» проиграл антимонопольной службе «колбасное дело»
Арбитражный суд подтвердил решение антимонопольной службы о недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Владимирский стандарт», соучредителем которого является депутат законодательного собрания Павел Антов. Производитель колбасы из Радужного использовал упаковку для своих товаров, очень похожую на упаковку изделий подмосковного «Мясокомбината Клинский». Дело завели в конце 2018 года. Владимирская компания решение УФАС оспорила в суде, но в удовлетворении иска предприятию отказали.
Как установили антимонопольная служба и суд, дизайн колбас «Докторская» и «Русская» производства «Владимирского стандарта» был схож до степени смешения с «Докторской колбасой» «Мясокомбината Клинский», при том что продукт подмосковного предприятия появился на полках магазинов раньше.
Если сравнить две упаковки, то можно увидеть схожие черты: продольную синюю полосу с названием колбас однотипного расположения и шрифта (сверху названия – «Колбаса вареная», под ним – «ГОСТ»), логотип клиновидной формы с использованием красного цвета и т.д.
Подтвердило доводы «Мясокомбината Клинский» в заявлении в ФАС и заказанное им исследование ВЦИОМ, проведенное в 2017 году. Большинство респондентов (92% в Центральном федеральном округе, 90% в Москве, 94% во Владимире) заявили о сходстве упаковок товаров. «Владимирский стандарт» заказал собственный опрос, чтобы доказать, что главным фактором при выборе товаров покупателями является обозначение производителя, но суд отнесся к выводам этого исследования критически, поскольку оно было «проведено с существенными методологическими нарушениями, содержит некорректно поставленные вопросы, формулировки которых могут быть по-разному восприняты респондентами, в силу чего ответы последних нельзя признать однородными и достоверными».
При этом, по мнению арбитража, сходство до степени смешения может возникнуть и при отличиях в упаковке, но «общее впечатление от товара позволяет потребителю принять его за товар другого производителя». Тем более, как показал опрос ВЦИОМ, 73% жителей ЦФО могли бы перепутать «Докторскую» колбасу двух производителей. Более того, 39% опрошенных в ЦФО считали, что колбасы выпускаются одним производителем или при их сотрудничестве. В случае ошибки же и разочаровании в этом продукте 17% респондентов заявили, что их отношение к «Мясокомбинату Клинский» изменилось бы в худшую сторону. Следовательно, подмосковная компания могла понести ущерб из-за действий конкурента, в том числе репутационный, сделал вывод суд.
Не прислушались в арбитраже и к доводу «Владимирского стандарта», что колбаса «Мясокомбината Клинский» дороже товара из региона-33, поэтому конкурировать мясные изделия не могут. Опрос ВЦИОМ показал, что ценовой разброс не слишком влияет на выбор покупателей. В таких условиях «добросовестный производитель стремится к максимальной непохожести своего товара на аналогичный товар конкурента, стараясь избежать возникновения смешения конкурирующих между собой товаров», но в разбираемом случае все было иначе.
В итоге арбитражный суд подтвердил законность решения антимонопольной службы, однако привлекать «Владимирский стандарт» к ответственности не стали, поскольку с апреля 2018 года колбасу в спорной упаковке производитель больше не выпускал.
ПроВладимир попросил Павла Антова прокомментировать решение ФАС и суда. Совладелец «Владимирского стандарта» пояснил, что предприятие само разрабатывает дизайн упаковок для своих товаров. При этом внешний вид современной «Докторской» колбасы довольно стандартизирован из-за того, что большинство производителей пытаются повторить советскую упаковку этого продукта.
Однако проблема, по словам Антова, заключается в том, что некоторые компании вместо того, чтобы заниматься собственным производством, ищут бюрократические изъяны в работе конкурентов и с помощью жалоб и судов мешают им работать. Ровно это и произошло между «Владимирским стандартом» и «Мясокомбинатом Клинский».
«Вообще на сегодняшний день это большая беда во всех отраслях производства – то, что люди, которые устали заниматься производством или не могут им заниматься, они занимаются несколько другими вещами. В частности, вот такими судами.
Что для этого делается? Допустим, работает какой-то предприниматель, работает много лет, а другой берет, смотрит – у него не зарегистрирован его бренд. Увидел и зарегистрировал. Это эдакие группы юристов, организованных, грамотных людей, которые на этом делают деньги. Т.е. это превратилось в бизнес, который, к сожалению, наносит большой урон предприятиям. И в данном случае мы имеем дело с точно такой же вещью.
Вот эта упаковка – она была всегда. По большому счету, образ этой колбасы – это образ из Советского Союза. Просто они зарегистрировали свою упаковку таким образом, что они ее разработали. Но есть определенные процессуальные тонкости, в частности, заключение Роспатента, документ о том, что это разработано ими. Роспатент вынужден как эксперт подтвердить, что да, действительно, у них есть такой документ, что они разработали. А мы зарегистрировали только название «Владимирский стандарт». Мы промахнулись в том плане, что мы не зарегистрировали таким углубленным способом данный вид продукции. Скорее, здесь надо работать, чтобы государство защищало производителей от таких вот аферистов», – считает Павел Антов.
Напомним, что в 2018 году «Владимирский стандарт» также оштрафовали за антисанитарию. Россельхознадзор обнаружил в цехах предприятия ржавчину и трещины, что мешало качественной дезинфекции. Павел Антов при этом хвалился, что экс-губернатор Светлана Орлова угощала его продукцией сотрудников министерств и администрации президента.
В то же время неурядицы и судебные разбирательства не помешали Антову стать не только самым богатым депутатом владимирского заксобрания, но и первым богачом среди региональных нардепов по стране. За 2018 год Павел Генрихович задекларировал доход в 9,9 млрд рублей и попал в список Forbes. Соучредитель «Владимирского стандарта» объяснял такие цифры тем, что он еще является индивидуальным предпринимателем и декларирует поэтому не личный доход, а торговый оборот.