«Южная ментальность» Хвостова. В суде допросили Замбина и его знакомых
Продолжаем рассказывать о показаниях свидетелей
18−19 февраля продолжились судебные заседания по уголовному делу бывшего заместителя губернатора эпохи Орловой. Дмитрия Хвостова обвиняют в получении взятки от бизнесмена Андрея Замбина сразу по двум эпизодам.
В этот раз в Ленинский районный суд вызвали трех свидетелей. Первым стал гендиректор ООО «СДРСУ» Александр Грибанов, он проектировал некоторые объектов для ООО «Строй-Инвест». Также является учредителем нескольких строительных компаний вместе с Замбиным.
По словам Грибанова, ему о ЧП на строящейся многоэтажке на Нижней Дуброве, где 21 июля 2015 года обрушились лестничные марши, сообщил директор «Строй-Инвест» Илья Гриднев. Строительство на трех объектах было приостановлено, а все экспертизы, которые должны были пройти прежде чем стройку запустили бы вновь, могли занять до полугода, считает свидетель. Такой длительный срок простоя никакой бизнес себе позволить не может — за сорванные обязательства перед дольщиками грозят штрафные санкции и репутационные потери.
Замбин обратился к Грибанову с вопросом, как ускорить процесс прохождения экспертизы. И свидетель утверждает, что знает со слов Замбина, — он спрашивал о том же и у Дмитрия Хвостова, который обещал помочь сделать все в кратчайшие сроки.
В офисе компании Грибанов стал свидетелем разговора Замбина с его секретарем Верой Муравьевой, которой было поручено купить айфон якобы для вице-губернатора за услугу. Он услышал, что Хвостов остался недоволен тем, что подаренный телефон белый «женский», а не черный. Замбин отругал подчиненную и велел купить мобильный «правильного» цвета.
Прокурор: Вы присутствовали, когда Замбин возвращался с телефоном?
Грибанов: Да… Не с телефоном возвращался, а вернулся от Дмитрия Анатольевича [Хвостова], и Замбин сильно ругался, что был не тот телефон, и велел секретарю купить черный телефон срочно.
П: Изначально кому цвет не понравился?
Г: Дмитрию Анатольевичу.
П: То есть это была просьба Дмитрия Анатольевича?
Г: Да. Со слов Замбина.
П: А какой телефон? Вы его вообще видели?
Г: Нет.
П: А какой телефон?
Г: Айфон 6.
П: Вопрос об одно телефоне или о двух стоял?
Г: Замбин рассказывал, что поехал дарить телефон, по факту, цвет не подошел, он приехал и ругался в офисе на секретаря и велел купить другой телефон.
Знакомому Андрей Замбин сказал, что в итоге телефон Хвостову передал. Грибанов полагает, в полномочиях вице-губернатора было повлиять на ускорение процедуры прохождения экспертизы, что и было в итоге сделано.
По признанию Грибанова, он не имеет специализированного образования в области строительства и не совсем знаком с соответствующим законодательством. В связи с этим у адвокатов возник вопрос, с чего он взял, что экспертиза продлится полгода. Грибанов лаконично ответил, что это его предположение, как и то, что вице-губернатор мог влиять на решение комиссии. О реальных фактах ему неизвестно.
Прокурор усмотрела существенные противоречия в показаниях Александра Грибанова в части обстоятельств встречи Замбина и Хвостова, а также условий уговора. Традиционно журналисты на этой части были отправлены за дверь — свидетель не захотел разглашения личных данных.
Следующей на допрос вызвали бывшего секретаря Веру Ураскину (в девичестве Муравьеву), которая купила мобильные телефоны по просьбе Андрея Замбина. Свидетельница рассказала следующее: начальник не говорил ей, кому предназначаются айфоны — просто дал поручение и деньги. Она, по ее словам, сразу купила два, один из них был цвета Space Grey (серый), а второй — Муравьева точно не помнит. Женщина не смогла назвать цену покупки, да и куда дела чеки, сказать не может.
Муравьева передала купленные телефоны Замбину, никаких значительных претензий к ней не было, ее не отчитывали.
Муравьева: Что-то про цвет я вспоминаю… Вроде я белый сначала взяла, а он говорил надо темный…
Прокурор: А кого цвет не устроил?
М: Ну точно не Андрея Евгеньевича [Замбина].
П: А кого?
М: Не знаю.
При этом бывший секретарь Замбина отрицает, что меняла телефон на аппарат другого цвета. Тем не менее Вера Муравьева не захотела, чтобы при оглашении ее предыдущих показаний присутствовали СМИ.
Третьим и главным свидетелем стал учредитель ООО «Строй-Инвест» Андрей Замбин. Его допрашивали более трех часов, 50 минут из которых — в закрытом режиме, там зачитывались записи его телефонных разговоров с Хвостовым, а также беседы вице-губернатора с третьими лицами.
Замбин пояснил, что помимо деловых отношений у него с вице-губернатором сложилось и неформальное общение, хотя он никогда не забывал о субординации. У Дмитрия Хвостова «южная ментальность» и он всегда любил пошутить, отметил свидетель.
Например, когда Замбин попросил Хвостова как-то повлиять на начальника инспекции госстройнадзора Андрея Девятова, чтобы тот поскорее разрешил продолжить строить многоэтажки на Нижней Дуброве, вице-губернатор отпустил шутку мол «теперь не будешь строить». Но помочь согласился, попросив подарить айфон.
Замбин поручил своему секретарю Муравьевой купить телефон, а затем передал аппарат Хвостову в его кабинете на шестом этаже обладминистрации. Коробку при нем не вскрывали. В присутствии Замбина вице-губернатор якобы позвонил Девятову, чтобы тот разрешил продолжить строительство на двух объектах, где не было обрушения маршей, а по дому № 5 — ускорил проведение экспертизы. Что и было сделано.
Сначала зама Орловой все устроило, но затем он позвонил с претензией, что цвет айфона не тот. Тогда Замбин повторно отправил подчиненную в магазин. Оба аппарата и защитное покрытие куплены на его личные деньги — все обошлось в 100 960 рублей.
Со слов свидетеля, Хвостов в итоге оставил два айфона в назидание — «раз не можешь выполнить задачу четко».
По признанию Замбина, он счел «плату» телефонами более чем приемлемой, но на тот момент не задумывался о правовой стороне своих действий — осознание пришло после.
Что до второго эпизода — согласования проекта планировки многоэтажного дома за бывшим ДК «Точмаш» компании «Капитал-Строй», — то к Дмитрию Хвостову Замбин обратился, чтобы «спасти бизнес». По его словам, администрация Владимира отказывалась дать «добро» на начало работ, а в проект уже было вложено более 20 миллионов рублей. Хвостов согласился посодействовать не сразу.
Замбин боялся, что все его дело пойдет крахом, поэтому оценив степень риска, согласился на условия вице-губернатора взамен на оказание давления на сити-менеджера Андрея Шохина и профильных чиновников.
По словам Замбина, 10 миллионов рублей он должен был передать через «доверенное лицо» Хвостова — Игоря Козырского. Решено было делать это в два этапа — по пять миллионов рублей. Замбин снял деньги со своей ячейки в банке, хранил их в сейфе офиса компании. После этого с ним, как утверждает свидетель, никто не связывался, зато процесс согласования проекта планировки сдвинулся с мертвой точки, поэтому он решил — сумма дошла до адресата.
Отметим, Андрей Замбин очень часто на вопросы гособвинителя и адвокатов говорил, что за давностью времени не помнит всех обстоятельств произошедшего. Взамен он предлагал обратиться к материалам дела и своим прошлым показаниям, которые прослушивались в отсутствии журналистов.
Утром 19 февраля продолжился допрос Андрея Замбина в открытом режиме. Поскольку неизвестно, что именно «вспомнил» свидетель днем ранее при зачитывании стенограмм, приходится догадываться, как получилось, что 10 миллионов из «взятки» превратились в «долг».
Замбин рассказал, что Хвостов якобы попросил у него в долг крупную сумму на свои нужды, не уточняя какие. Но по личному убеждению бизнесмена он дал эти деньги на решение вопроса с проектом планировки, поэтому не ждал, что средства ему когда-нибудь вернут.
«Я припоминаю, что при очной ставке, при общении, Дмитрий Анатольевич говорил что-то про то, что берет это [10 миллионов рублей] в долг. На неопределенный срок. Я считаю, что это было сделано в целях конспирации. Мое мнение, что я эти деньги давал за воздействие на должностных лиц администрации города Владимира на утверждение проекта планировки в районе завода „Точмаш“. И обратно их [денег] получение я внутренне не ждал, и не спрашивал никогда», — рассказал Замбин.
Деньги вернуть бизнесмен не просил, поскольку остался доволен результатом и считал, что обязательства свои Хвостов выполнил. По мнению Замбина, бывший вице-губернатор ему ничего не должен.
«Замбин все время меняет свои показания. В суде он отказывается от того, что говорил на следствии. Теперь он все меняет наоборот, и я считаю, что он постоянно обманывает», — прокомментировал итоги допроса Дмитрий Хвостов.
На заседание должен был прийти глава администрации города Владимира Андрей Шохин, но вместе этого он направил в суд заявление о нежелании участвовать в судебном разбирательстве по делу Хвостова.