«Орлова задавила всех». Сергей Казаков дал отповедь единороссам
Издатель «Томикса» претендовал на пост спикера ЗС
28 сентября новый состав Законодательного Собрания избирал председателя. На этот пост претендовали двое: от фракции «Единая Россия» – Владимир Киселев, от фракции КПРФ – Сергей Казаков. Перед голосованием каждому кандидату дали возможность выступить, затем прошло обсуждение, кто лучше справится с обязанностями спикера.
Как заявил на первом заседании седьмого созыва ЗС руководитель владимирского обкома КПРФ Антон Сидорко, коммунисты выдвинули Сергея Казакова «не с целью конфронтации», а чтобы показать, что ситуация в областном парламенте поменялась, и «Единая Россия» больше не должна единолично, без учета мнения других фракций, принимать какие-либо решения.
«Мы прекрасно понимаем, что сегодня кадровое решение принимается простым большинством. Иначе говоря, сегодня «Единая Россия» большинством вправе принимать свои кадровые решения. Тем не менее выдвижение фракцией КПРФ Сергея Валентиновича Казакова неслучайно. Оно произошло не с целью какого-то пиара и уж тем более не с целью конфронтации, мы лишь хотим донести до будущего состава ЗС позицию, если хотите – сигнал, что необходимо менять принципы работы, необходимо менять подходы, и то, как правильно сказал Вячеслав Юрьевич Картухин, что состав парламента изменился.
По сравнению с предыдущим составом, сейчас уже не четыре, а пять фракций. И безусловно, принимать какие-то решения одной фракцией – это будет неправильно и, я думаю, нечестно по отношению к избирателям, к жителям Владимирской области. Будет и неверно в ходе принятия правильности решения, потому что, естественно, в споре рождается истина. И тот состав в том числе оппозиционных фракций сегодня обладает профессионалами своего дела, патриотами, поэтому пожелание к будущему руководителю ЗС – у меня нет сомнений, что это будет Владимир Николаевич – работать в тесном контакте с оппозиционными фракциями, работать в контакте не на словах, а на деле.
Потому что да, сегодня большинство решений принимается простым большинством, не конституционным, но это не значит, что у фракции «Единая Россия» есть, в принципе, право моральное принимать решения самостоятельно. Поэтому мы призываем к учету всех мнений, мы призываем видеть позицию оппозиционных фракций, и мы призываем работать вместе. Мы вместе прошли избирательную кампанию. Кампания была непростая. Мы вместе сегодня, по сути, представляем тот запрос общества, который сложился сегодня на территории Владимирской области. Поэтому, я думаю, сигнал будет принят абсолютно правильно, и подходы будут меняться. Будущему руководителю, будущему руководству областного парламента я желаю удачи», – обратился к коллегам-депутатам Антон Сидорко.
Руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Максим Шевченко добавил, что Сергей Казаков – именно тот председатель, который сейчас нужен областному парламенту. Издатель «Томикса» обладает не только необходимым опытом, но и «демократическим видением мира», считает Шевченко. Депутат также выступил за диалог между всеми политическими силами в ЗС.
В то же время Максиму Леонардовичу не понравилось заявление единоросса Алексея Русаковского, который «не увидел в этом разговоре [при обсуждении кандидатуры спикера] никаких оппозиционных партий». По мнению лидера фракции КПРФ, выборы 9 сентября стали вотумом недоверия «Единой России» и политике губернатора Светланы Орловой.
«По выступлению своих коллег я должен сделать замечание. Безусловно, я согласен, что председатель ЗС должен быть профессионалом, человеком, который умеет согласовывать разные позиции, человеком, который обладает дипломатическим опытом и деликатностью в работе, диалоге с разными людьми.
Но позиция о том, что здесь нет никакой оппозиции, мне кажется неприемлемой, она просто дискредитирует выбор избирателей, которые выразили в лице губернатора, бывшей лидером списка «Единой России», вотум недоверия всей политике, которую «Единая Россия» и губернатор «Единой России» проводили в области.
Это вотум недоверия, благодаря которому сегодня в ЗС существует достаточно серьезная фракция, выражающая альтернативную точку зрения, безусловно, вынуждает нас к серьезным демократическим процедурам в ходе деятельности ЗС. Я уверен, что Сергей Валентинович Казаков, которого фракция предложила, обладает огромным опытом именно демократического видения мира, и политическая биография Сергея Валентиновича, и биография его в качестве депутата ЗС подчеркивает, что он умеет слышать мнение другого.
Безусловно, я слышал много добрых слов также и о предыдущем председателе ЗС. Но при этом я хочу зафиксировать принципиальную вещь: оппозиция есть, эта оппозиция сформирована благодаря воле избирателей, благодаря тому, что избиратели вынесли вотум недоверия политике «Единой России» и правящей коалиции, и эта позиция для нас является фундаментальной и основополагающей. Я надеюсь, что председатель ЗС будет находить общий язык со всеми фракциями, со всеми депутатами, каких бы мнений они ни придерживались. Мы должны работать на благо Владимирской области и на благо развития нашей страны».
Само выступление Сергея Казакова в качестве кандидата на пост председателя Заксобрания также не обошлось без критики в адрес «партии власти» и губернатора Светланы Орловой. Впрочем, досталось не только им. Владимир Киселев получил за исчезновение из публичной политики в последние два года, глава Счетной палаты Владимирской области Ирина Тулякова – за бездействие в вопросе противодействия коррупции, депутаты прошлого созыва ЗС – за молчание об ошибках Светланы Орловой, администрация региона – за продавливание закона о передаче строительных полномочий от владимирской мэрии Белому дому и т.д. Также Казаков вспомнил траты руководства области на самопиар и золотые ершики, о несбыточных предвыборных обещаниях, давлении на муниципалитеты и повышении пенсионного возраста.
Публикуем выступление Сергея Казакова практически полностью, опуская его представление себя как кандидата. Для удобства речь Сергея Валентиновича мы разобьем по темам-тезисам.
«ОРЛОВА ЗАДАВИЛА ВСЕХ»
«На мой взгляд, в последние годы Законодательное Собрание превратилось в такой, ну вот в последние пять лет, в такой департамент областной администрации по написанию тех законов, которые вносит губернатор. С одной стороны, кто-то скажет – а разве это плохо? Такое единодушие, единогласие, нет таких там различных сложностей в отношениях. Я скажу, что, на мой взгляд, это плохо. Потому что в последнее время я был в одномандатном округе, избирался, я спрашивал – вы знаете своих депутатов ЗС? Знаете, крайне редко называли депутатов ЗС. А почему? Потому что пресс-конференции председателя ЗС за все годы – Володя, не обижайся – но я не помню такой пресс-конференции серьезной, на которой бы журналисты могли прийти и задать вопросы председателю ЗС. Они практически не проводились.
Орлова задавила всех. Общественная жизнь во Владимирской области практически исчезла за последние пять лет. Я уже не говорю о председателе ЗС, которого подменяла почему-то Хохлова Ольга Николаевна, она рядом шла с Орловой и представляла ЗС, что на мой взгляд, неправильно. Председатель ЗС – это второе лицо во Владимирской области. Он должен иметь свой статус не только раз в месяц в Законодательном Собрании, он должен быть постоянно заметен на политическом поле Владимирской области. И мы должны это с вами вернуть обязательно.
Депутат – это тоже фигура. Председатель комитета – это очень заметный человек должен быть, он должен также проводить пресс-конференции. Вот я считаю, если вы мне доверите быть председателем ЗС, я скажу, что раз в квартал нужно проводить большую пресс-конференцию и не оглядываться на губернатора. У него свои там так сказать планы, свои проблемы. Но председатель должен быть заметным человеком, и заседания ЗС должны проходить полноценно. Потому что когда наши потомки будут изучать повестку дня ЗС, они будут думать – как долго работали депутаты, до 18:00 сидели. А реально – в обед уже никого нет.
Вы знаете, я, может, какую-то банальность скажу, но мы обедали вместе. Вот мы сидели на обеде и обсуждали продолжение ЗС, потом приходили, продолжали заседание ЗС. Мы были дружны, у нас были какие-то выездные… Да, хорошая тема – выездные заседания ЗС. Но мы собирались вместе, мы спортом вместе занимались, у нас были выезды как депутатов совместные. Кстати говоря, хорошо мы работали с исполнительной властью. У нас были определенные разногласия, но мы работали вместе.
Поэтому обязательно надо работать вместе, конечно, с губернатором. Губернатор – это основной поставщик законопроектов, которые выносит ЗС, поэтому мы должны плотно работать с департаментами, замами курирующими, комитеты. Замы должны приходить на комитеты, потому что вот эта вот связь – она должна быть. Мы с вами утверждаем структуру исполнительной власти, мы даем возможность губернатору работать. Т.е. мы сильный орган власти, мы должны его показывать, постоянно демонстрировать нашим избирателям, что все-таки власть разделена: есть губернатор, но есть Законодательное Собрание Владимирской области, это очень сильный, мощный орган власти, который должен быть заметен».
«СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РАСТВОРИЛАСЬ В НЕБЫТИЕ»
«Работа Счетной палаты вообще исчезла. Счетная палата – кто вспомнит фамилию председателя Счетной палаты? [Из зала: Тулякова] Ну, я думаю, что это вы, еще здесь кто-то вспомнит. Счетная палата – орган, который создается депутатами ЗС, Законодательным Собранием. Значит мы должны с нее спрашивать. Я скажу ответственно, что за последнее время Счетная палата также растворилась куда-то в небытие. Ни одной пресс-конференции, ни одного конкретного отчета, который могли бы видеть общественность и СМИ. Ничего нет. Поэтому мое мнение, что такой председатель, раз уж не смог занять принципиальную, законную, я подчеркиваю, позицию, поэтому я буду настаивать, если меня изберете, чтобы мы избрали нового председателя Счетной палаты.
Насчет борьбы с коррупцией. Кстати, ЗС, на мой взгляд, совершенно не дало оценку последним коррупционным событиям, которые произошли во времена Светланы Юрьевны Орловой. Хвостов, Мазанько, ершики золотые, ГУП «Тепличный» – кто там у нас? Шляхов и т.д. Я хотел бы сказать спасибо правоохранительным органам, которые хорошо, на мой взгляд, поработали и сейчас продолжают работать в судах, доказывая в судах то, что они нашли эти факты, сейчас они в судах подтверждаются. Я надеюсь, будет справедливое решение вынесено в судах всем этим людям, которые пришли на Владимирскую землю, сюда, к сожалению…
Я хорошо отношусь к людям, которые приезжают к нам на Владимирскую землю и честно и профессионально здесь работают. Но вот эти люди, которые к нам приехали, фамилии я уже назвал – они приехали сюда не работать. Благодаря этим людям в кавычках в этот коррупционный круг вошли главы муниципальных образований, крупнейшие руководители крупнейших строительных компаний, они сегодня дают показания в судах. Это что такое?
И мы молчали. Только, может быть, СМИ не молчали, которые трубили, кричали, но нас обзывали там, не буду там называть как с этой трибуны, но при этом депутатов не было слышно. Где комитет по законодательным позициям и борьбы с коррупцией? Там есть у нас такие комитеты. Почему никого не было слышно, когда вот такие дела у нас возбуждались? Почему не давали оценку губернатору в первую очередь и его команде? Поэтому мы, я думаю, если будем с вами вместе работать, будем именно давать оценку, и наш голос депутатов, председателей комитетов будет слышен».
«КТО ДЕЕВУ ВСПОМНИТ?»
«Работа с местным самоуправлением. Сегодня стиль работы губернатора с главами муниципальных образований, это мне точно известно, ну, просто был невыносим. И главы муниципальных образований тоже не могли защиту найти у ЗС. Я считаю, что мы должны защищать местное самоуправление, я считаю, мы должны вернуть прямые выборы глав местного самоуправления, обязательно вот в этом созыве я буду ставить этот вопрос, чтобы мы все-таки людям доверяли.
Почему не доверяем людям? Почему доверяем людям только в трех территориях? Мы доверяем людям в Муроме, в Коврове и, по-моему, в Гусь-Хрустальном. А в остальных – почему люди не могут выбрать, например, главу города Владимира? Эта система двухступенчатой власти – она, на мой взгляд, не зарекомендовала себя положительно, потому что вся власть переходит сити-менеджеру и там главе администрации. Глава города вообще теряется. Вот кто Дееву вспомнит, Ольгу Дееву, которая глава города Владимира? Тоже не все знают. Потому что глава города сегодня – это просто декоративный такой человек, практически председатель городского совета. И поэтому, надо назад вернуть главе администрации статус главы города, и пусть он управляет своей территорией. Я, по крайней мере, буду на этом настаивать.
Вернуть городу Владимиру, раз уж я о нем заговорил, самим строить многоэтажные дома и принимать решения. Это неправильно, когда все это передали губернатору фактически. Почему губернатор вмешивается в градостроительную политику областного центра? У него есть свои функции».
«ЭТИМ ЛЮДЯМ ЗДЕСЬ НЕ ЖИТЬ»
«И вот такие решения если они будут приниматься. Понимаете, людям не жить здесь, этим людям, они сейчас уедут. Надеюсь, они в Совет Федерации не попадут, эти товарищи, которые управляют здесь. А насчет закрытия больниц и школ – я вам скажу, они продолжают закрываться. Это и не Виноградов – уж так я с Николаем Владимировичем был оппонентом, но я хочу в его защиту сказать: это закрывалось по решению вышестоящих органов власти, вот эта оптимизация коек и так далее, и все остальное – это все было по решению сверху. И мы не сопротивлялись этому, просто плыли по течению. Да, он в этом виноват, я с этим согласен, но сегодня тоже закрываются школы, я могу вам привести примеры.
А в Струнино больница, которая закрылась, а потом задним числом вспомнили, что ее хотели отремонтировать – это тоже факт. Поэтому если сравнивать работу предыдущей команды, до Светланы Юрьевны Орловой – она ведь говорила, что мы с вами все пропили и прогуляли. Мне, кстати говоря, было очень обидно, потому что я в это время работал депутатом ЗС вместе с вами, и мы, кстати, очень много сделали. Тот же Южный обход – это даже лучше чем Лыбедская магистраль, который освободил город Владимир от этого транзитного транспорта».
«МЫ ТРАТИМ КОЛОССАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ НА ФОНТАНЫ»
«Насчет программ. Вот газификации программа. Сегодня законодательство построено так, что депутаты не видят конкретных объектов, которые входят, в частности, в программу газификации. Раньше такое было. Мы видели каждый объект, мы знали каждый населенный пункт, который будет газифицироваться. Надо вернуть право депутатам, чтобы они видели каждый в своем округе – в частности, я депутат-одномандатник, чтобы я знал, что, например, Мостострой будет газифицирован тогда-то и тогда-то. И взять на контроль и защищать интересы жителей Мостостроя. Поэтому вот эти программы должны быть прозрачные и открытые, и это в наших силах.
Вот сейчас все вспомнили, что надо о детях войны закон принять. Ну как всегда, перед выборами обо всех вспоминают. Детям войны. Кстати, приняли че-то там с 1‑го октября. Мне уже жаловались, что никаких бесплатных проездных они там не могут получить, дети войны, с 1‑го октября. Какое-то постановление последнее губернатор дала, и оно не действует. Хорошо бы оно начало работать.
И вот я предлагаю программу – «Теплые окна в школах». У нас сегодня в школах с родителей продолжают собирать деньги, и вот это неправильно. Мы тратим какие-то колоссальные деньги на фонтаны, на какие-то резиденции, мы тратим колоссальные деньги на какие-то не совсем нужные людям проекты, а вот мы до сих пор со стыдом можем отметить, что недалеко от Белого дома есть садик, где стоят советские окна, деревянные, старые, которые никак не могут заменить, потому что у нас в бюджете нет денег. У нас на все есть деньги – на «Владимирскую вишню», на фестиваль 10 млн, мне сказали, тратим, а вот на окна мы найти не можем. Давайте вот, коллеги, примем такую областную программу – «Теплые окна для детей» и наконец-то сделаем эти окна раз и навсегда».
«СТАРЫЙ ГУБЕРНАТОР БОЯЛАСЬ НАРОДА»
«Владимирские ведомости», «Губерния-33». Мы являемся учредителями как законодательный орган власти этих двух СМИ. Я считаю, что их надо закрывать. Надо вести себя так, чтобы независимые СМИ о нас писали положительно, если мы делаем что-то хорошее, ну и отрицательно. А тратить колоссальные деньги на самопиар, на то, что – кто видел вот эту программу на «Губернии-33», я специально смотрел. Там никогда нет альтернативного, интерактивного общения, никогда нет звонков в студию.
Кстати, старый губернатор – она боялась народа и никогда не принимала звонки в студию. Хотя Владимир Владимирович Путин, наш президент, он демонстрирует открытость своей власти, проводит такие большие раз в год общение с народом. И я считаю, этот пример – я слышал, Владимир Сипягин собирается это делать. Я его в этом плане поддерживаю и считаю, что и председатель ЗС мог бы тоже это проводить, и ничего в этом страшного. Чем больше открытости власти, тем лучше для власти.
И я в конце скажу, что я против повышения пенсионного возраста. Это наша фракция, в которую я вошел, КПРФ, она тоже это поддерживает. В Госдуме только «Единая Россия» голосовала за этот законопроект. Я считаю, что и мы могли бы здесь с вами тоже по этому вопросу все-таки определиться, тем более многие на выборах это обещали».
«ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ»
«Я знаю, что работа председателя ЗС – это в первую очередь организационная работа. Главное – быть первым среди равных. Это не какой-то огромный пост, это не какой-то командующий. Депутаты – они все равны. И пост председателя не дает преимущества над депутатами. Он просто организует правильно, грамотно работу ЗС, работу комитетов, комиссий, которые мы будем создавать, проводит работу с губернатором, с органами местного самоуправления.
Поэтому, вы знаете, я справлюсь. Я понимаю, что фракция «Единая Россия» имеет пусть не квалифицированное, но большинство, и Владимир Николаевич Киселев представляет эту крупнейшую фракцию. Но я все равно вышел на эту трибуну, чтобы сказать вам, что есть альтернатива. Мы – демократическое государство. И надеюсь, что вы выслушали меня – спасибо вам огромное, и вы проголосуете так, как велит вам ваша совесть».