Хвостов: силовики заставляли дать показания против Орловой
Бывший замгубернатора отказался оговаривать хозяйку Белого дома
На сегодняшнем судебном заседании по уголовному делу бывшего вице-губернатора по строительству Дмитрия Хвостова свидетельские показания дал сам обвиняемый. Экс-зам Светланы Орловой заявил, что считает преследование себя делом «политическим», и поведал, как на него оказывалось давление, чтобы Хвостов «оговорил» хозяйку Белого дома.
Подробно позицию Дмитрия Анатольевича по предъявленному ему обвинению и доводы в свою защиту мы изложим в следующих материалах. Пока же расскажем подоплеку уголовных дел Хвостова, по его собственной версии. Свою вину бывший высокопоставленный чиновник не признал.
ЗНАКОМСТВО С ОРЛОВОЙ
В ходе допроса Дмитрий Хвостов рассказал, как познакомился со Светланой Орловой. Произошло это в 2012 году, когда Орлова была зампредом Совета Федерации и возглавляла комиссию по ЖКХ, а Хвостов работал советником президента «Союза строителей России». На одном из заседаний они и пересеклись, а когда в 2013 году Светлану Юрьевну назначили врио губернатора Владимирской области, она пригласила знакомого стать ее советником. Хвостов согласился.
«Я вообще поехал во Владимир на две недели, ну так получилось, что остался на три с половиной года. Уже получилось на пять с половиной», – признался обвиняемый.
С 7 мая 2013 года по 28 февраля 2014-го Дмитрий Хвостов работал советником губернатора, а с 3 марта 2014-го по 19 сентября 2016 года – заместителем по строительству.
КУРЫШЕВ ПРЕДУПРЕЖДАЛ
Еще до своего увольнения Дмитрий Хвостов имел информацию, что его, а также других руководителей обладминистрации силовики взяли в разработку. Это он обсуждал по телефону с братом Артуром в сентябре 2016 года. Подробнее об этом читайте в материале «Нас президент поддерживает». Орлова не верила слухам о скором аресте Хвостова».
Однако за полгода до этого, в феврале 2016-го, вице-губернатора об интересе к нему следствия предупредил тогда уже сидевший экс-депутат Заксобрания Сергей Курышев. По словам Хвостова, Курышев позвонил ему из колонии и попросил подъехать на «серьезный разговор». Поскольку чиновнику было некогда, осужденный народный избранник поведал о визите к нему сотрудников ФСБ и «любезной просьбе» подписать какие-то бумаги по взятке Шамова по детскому саду в Веризино.
Чуть позже, по версии Хвостова, на Курышева завели второе уголовное дело – по незаконному обналичиванию банковских средств (на самом деле, это произошло в конце 2015 года). Хвостов намекнул, что это могло быть средством давления, поскольку больше о втором деле экс-парламентария никто не вспоминал. Да и самого Сергея Курышева осудили за дачу ложных показаний, так что доверять его словам нельзя.
«В 2016 году мне позвонил Курышев по телефону, где-то в феврале 15-го числа или 18-го, перед мартом, и сказал, не мог ли я помочь его семье дать денег, где-то 50 тысяч рублей. Проблемы были, детям надо было че-то купить, не хватало. Я сказал: «Вопросов нет, помогу». Он сказал: «Не можешь ко мне в Вязники приехать? Есть серьезный разговор». Я говорю: «У меня нету определенного времени приехать к тебе, потому что я за полгода запланировал отпуск, взял себе на 10 дней, чтобы поехать заниматься отцом, да и сыном – в колледж экзамены сдавал». Он по телефону мне сказал: «Тогда я тебе скажу. Ко мне приезжали сотрудники ФСБ, где меня любезно просили дать показания, подписать показания про какой-то детский сад, про какую-то взятку». Я говорю: «Слушай, я‑то причем? Взятка, детский садик».
3 марта Курышев подписал заявление. Перед этим на него возбудили уголовное дело по факту незаконной банковской деятельности, обналичка называется. Потом Курышев… в уголовном деле моем написано, что он сослался на замначальника ФСБ по Владимирской области, сотрудника еще одного он упомянул, что типа они его покрывали. Короче, он на них сослался, там проверка по ним была. Потом Курышева, за ложную дачу показаний он был осужден судом. Такая ситуация. Дело с обналичкой куда-то пропало его».
ВЗЯТКИ ПРЕДЛАГАЛИ
Сам экс-зам Орловой отрицал, что брал взятки от строителей Александра Шамова, Андрея Замбина и Алексея Андреева. Однако Дмитрий Хвостов поведал, что после звонка Курышева ему действительно стали предлагать незаконное вознаграждение, о чем он в мае 2016 года сообщил ФСБ. По его словам, заявление хранилось в его квартире на 2‑й Кольцевой во Владимире и было изъято в ходе обыска.
«В 2016 году после марта мне начали неоднократно со всех сторон предлагаться взятки. В мае 2016 года я написал заявление директору ФСБ России о том, что происходят провокации в отношении меня», – рассказал Хвостов.
ТЕРРОРИСТ НА БАЗАРЕ
Задержали бывшего вице-губернатора в Краснодаре 26 октября 2016 года. «Маски-шоу» устроили на местном рынке, причем «приняли» Дмитрия Хвостова «жестко»: по его словам, спецназ его избил, поскольку им кто-то дал такую установку.
«Самое интересное, когда меня арестовывали в Краснодаре, я никуда не убегал. Я дома был, занимался всеми вопросами, собирался отца везти за границу [у него был рак кожи – ред.]. Отец не хотел никуда ехать, но я занимался, оформлял документы себе.
Когда меня арестовывали, меня арестовывали, как террориста, меня на базаре поймали, честно говоря. Я думал, террористов принимают, а там на меня забежали. Там меня избили, потом подняли, и один из сотрудников мне передал кое-че на ухо. Я не хочу говорить, че мне передали. И потом тут меня в СИЗО не хотели принимать, потому что у меня полстороны было отбито.
А принимали меня местные. Местный спецназ меня принимал, а я их знаю всех. Я когда спросил потом у них в машине, что вы так, так они сказали: «Мы ж не знаем, что у вас. Нам сказали – особо опасный, вооруженный, с оружием». Ну, им заявку дали, попросили жестко меня принять. Избили меня, сказали, чтоб ты подписывал все, документы. И че я должен подписывать? Я не буду ничего подписывать, я это официально заявляю. Я ни на кого подписывать чепуху и бред, который мне во время двух лет совали, я не буду подписывать. Я на людей наговаривать не буду».
ПОКАЗАНИЯ ПРОТИВ ОРЛОВОЙ
По информации обвиняемого, арестовать его должны были в 2017 году. Возможно, так хотели убрать из области саму Светлану Орлову. В пользу этой версии говорит то, что, по словам Хвостова, ему открыто предлагали пойти на сделку со следствием и дать показания на губернатора, но бывший белодомовский чиновник отказался. Тогда ему пригрозили, что «любой строитель в этой области даст любые показания, которые потребует следствие». Именно поэтому Хвостов считает свое дело «политическим».
«Я считаю, это дело политическое, мое, оно непростое. Меня не хотели арестовывать в 2016 году, а хотели арестовывать в 2017 году. Здесь все понятно. И когда меня арестовывали… Я тогда уволился. Самое интересное, когда Курышев дал показания в марте, то до 26 октября никаких решений не было принято ни Следственным комитетом, ничем. То, что там слушали, следили за мной. Где там фотографии, где видео, где там че? Где там передали мне? Где? Мы вещдоки рассматривали, но, кроме, честно говоря, чепухи, я не увидел ничего, честное слово.
Во время следствия, когда со мной вели беседу, мне сказали, чтобы я согласился на все, дал показания против руководства области, против ее заместителей, подписал – и все будет хорошо. А если нет, то любой строитель в этой области даст любые показания, которые потребует следствие. И здесь в суде было ясно, и тот же Андреев упомянул.
Я заявку писал о проведении очных ставок. Я даже просился, чтобы меня перевели в Москву, потому что на меня полгода оказывали давление. Меня содержат одного в камере уже два года, ни одни мои документы [не принимают]. Никакие передачи мне не давали, мне не разрешали днем ложиться на кровать, я сидел на лавочке. Ну, оказали пресс серьезный. У меня там болело – никаких лекарств не давали. Доктор приходил, сказал: «У нас для вас ничего нету, до свидания. Напишите, что я приходил». Я сказал: «Я не буду ничего подписывать». Ну т.е. ни вещи, ни письма, ни свиданий не давали.
Если бы на меня давление повлияло, я бы подписал все, что от меня требовали. Я не тот человек и буду отвечать за каждые свои слова. А когда здесь свидетели говорили, они же говорили в суде, что перед этим на них оказывали давление, та же Соловьева, тот же Андреев. Это же при вас было, мы все слышали, что та же Соловьева сказала, тот же Андреев сказал, что на него оказали давление».
Справедливости ради, заметим, что Наталья Соловьева действительно на суде заявила, что подписала бумагу об опасениях за свою жизнь, из-за которой Хвостову неоднократно продляли арест в СИЗО, по наущению следователя:
«Я такого не говорила. Он сказал: «Надо подписать». Я подписала. Концовка – это не мои слова, но подписать подписала».
А владелец «Игротэка» Алексей Андреев заявил, что пришел с явкой с повинной после «разговора с оперативными работниками». Также в суде прозвучало: на допросах «в силу следственных действий» Андреев и следователь «пришли к обоюдному согласию», что строитель дал Хвостову взятку за «конкретное покровительство».
Были и другие нестыковки в версии обвинения и показаниях свидетелей, о чем ПроВладимир расскажет в следующих материалах.