«Иначе эти сытые мальчики будут получать дивиденды». Депутаты объяснили отмену бесплатного питания школьников
По закону, городские власти ничего детям не должны
В последнее время в чиновничьей среде стало модно упрекать население социальной поддержкой из бюджета, а если граждане требуют слишком многого, по меркам креслоблюстителей, – заявить, что власти гражданам ничего не должны. Так, на всю страну прославилась директор департамента молодёжной политики Свердловской области Ольга Глацких, сказавшая на встрече с молодежью, что «государство не просило вас рожать». Или вот детский омбудсмен Татарстана Гузель Удачина посоветовала многодетной матери: «Пока вы платите ипотеку и если вы не можете содержать своих детей, можете написать заявление, чтобы детей взяли в детский дом».
Владимирские депутаты и чиновники до такой степени хамства, безответственности и бессердечия не дошли, но уже близки к этому. Ярким примером тому служит обсуждение инициативы администрации города Владимира отменить бесплатное питание младшеклассников и заодно повысить стоимость завтраков и обедов в школах, поскольку в муниципальном бюджете на это не нашлось достаточно средств.
Несмотря на очевидную пагубность этой идеи для здоровья детей, начальник управления образования города Елена Малик объяснила ее тем, что в законе обязанности питания учеников младшей школы у властей нет. А депутаты от «Единой России» согласились, что всех детей город кормить не должен.
ЭКОНОМЯТ НА ВСЕМ
Вообще бюджет на 2019 год отличается тем, что по многим социальным статьям расходов неожиданно урезается финансирование. Вроде бы доходы муниципалитета не уменьшаются, а дефицит – не отличается от того, что рассчитывался на этот год. Однако Оранжевый дом решил сэкономить на всем, где только можно:
- На детский отдых выделят 95,7 млн рублей вместо 98,7 млн. Сократят расходы на ремонт и оснащение летних лагерей. На лагерь «Березка» денег и вовсе не выделили;
- Расходы на ремонт дворов и дорог сокращаются с 593 до 489 млн рублей;
- Расходы на ЖКХ уменьшаются с 653 до 535 млн рублей, в том числе на благоустройство – с 364 до 268 млн рублей;
- На банные услуги населению запланировано в казне всего 326 тысяч рублей вместо 338 тысяч в 2018 году;
- На снос аварийных домов выделят лишь 4 млн рублей;
- На оснащение медицинских кабинетов в школах уйдет 6,5 млн рублей при 16 млн в этом году и т.д.
Сократятся расходы и на содержание детей в детских садах: если в этом году в среднем на ребенка тратится 75,5 тысячи рублей, то в следующем году сумма снизится до 73,3 тысячи на малыша. Из них 39 800 рублей заплатит область, 33 500 рублей – город. А содержание одного школьника обойдется в 50 600 рублей, из которых большая часть – также средства региональной казны.
ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН
В 2019 году 130 млн рублей потратят на горячее питание школьников. По сравнению с текущим периодом, расходы увеличатся на 20 млн рублей: как рассказала на комитете начальник управления образования Елена Малик, в этом году 48 млн на детей выделила область, 62 млн – город. Однако увеличения финансирования, по подсчетам мэрии, все равно не хватит, чтобы кормить всех младшеклассников. Если увеличить стоимость завтраков и обедов, образуется дыра в 28,4 млн рублей, которые изыскать у чиновников не получилось. Да и перед администрацией региона этот вопрос почему-то не ставится.
Впрочем, у Елены Малик голова по этому поводу не слишком болит. Она изучила опыт соседей по ЦФО и других городов Владимирской области и заявила, что «адресное» питание младшеклассников – это нормально. Законодательно же обязанность властей кормить детей в школах не закреплена. Видимо, муниципальные акты для чиновников от образования законом уже не являются. Вот что Малик ответила на вопрос депутата от КПРФ Марии Черкасовой по школьному питанию:
«Вопрос по питанию у нас остается открытым. На следующей неделе мы планируем провести круглый стол с участием общественных организаций и родителей по обсуждению этой темы, ну и затем, наверно, будем выносить на комитет один из вариантов, которые мы обсуждали на президиуме. Т.е. в настоящее время мы предлагаем, действительно, изменить подход к питанию детей 1 – 4 классов.
Изменение подхода состоит в адресности, прежде всего, оказании данной социальной поддержки. Эта поддержка была введена в 2006 году и законодательно не является обязательной для муниципалитета. На сегодняшний день вот мы так же, как и города ЦФО, – мы изучили опыт Рязани, Ярославля, Иваново, а также города наши, муниципальных образований Владимирской области, Ковров, Гороховец, ну и другие, кроме Мурома, – предлагаем питать детей 1 – 4 классов бесплатно адресно. Т.е. это дети из многодетных семей, малообеспеченных семей, дети-инвалиды и дети с ОВЗ. Они так и останутся.
Что касается детей всех остальных, то мы предлагаем относиться к данному вопросу – предоставлять некую социальную поддержку путем предоставления определенной компенсации за питание из городского бюджета. Т.е. в случае, если завтрак будет стоить 40 рублей, то мы предлагаем родителю 20 рублей из бюджета города и 20 рублей из бюджета семейного. Так делают наши коллеги, еще раз повторюсь, по ЦФО уже несколько лет. У нас есть рекомендация департамента образования 2015 года, где нам рекомендовано относиться именно к социальным мерам поддержки адресно, предоставляя их адресно».
«ЕСЛИ МЫ НЕ МОЖЕМ НАЙТИ ДЕНЬГИ, МЫ ДОЛЖНЫ УЙТИ»
Единственными, кто попытался изыскать средства в бюджете на питание школьников, стали депутаты от КПРФ. Дмитрий Хлащев предложил сократить резервный фонд администрации города на 28,4 млн рублей, либо же сократить расходы на праздничное оформление Владимира и проведение массовых мероприятий. Глава города Ольга Деева и председатели профильных комитетов Лев Логинов и Ирина Машковцева попросили коммунистов оформить соответствующую поправку, из-за чего начался бессмысленный спор, кто должен это сделать. По мнению членов КПРФ – этим должна заняться администрация города.
Вообще в своем выступлении коммунисты неоднократно обвиняли в сложившейся ситуации «Единую Россию», которая, по их мнению, решает финансовые проблемы на федеральном уровне – за счет пенсионеров, а на городском – за счет детей. Мария Черкасова даже поставила ультиматум: если деньги на питание школьников в бюджете не найдут, депутаты должны уйти из горсовета. При этом Черкасова сказала сначала «мы должны», а затем «вы должны» (имея в виду либо всех единороссов, либо только главу города Ольгу Деева). Вот как проходила дискуссия по этому вопросу.
Хлащев: 91 млн – резервный фонд администрации города. Я предлагаю после данного вопроса, который прозвучал по поводу питания детей, урезать данный фонд до 28,4 млн рублей и направить эти деньги как раз на питание детей.
Деева: Это поправка?
Хлащев: Да, поправка.
Деева: Вы подготовили?
Хлащев: Я подготовлю к следующему комитету. Чтобы полностью питание оплачивалось из бюджета, без нагрузки для родителей.
Черкасова: Можно еще два слова сказать? Хотела отметить ситуацию: нам здесь ссылаются на какой-то опыт города Мурома. Извините, мы областной центр, мы должны, наверно, сами устанавливать, и чтобы на нас ориентировались, а не мы ориентировались на города области. Это первое.
Второе: на федеральном уровне партия «Единая Россия» решает свои вопросы за счет пенсионеров. Здесь мы будем решать ваши вопросы финансовые за счет детей? Мы будем сейчас выбирать платно или бесплатно. Хотелось бы очень узнать, почему мы сейчас явно идем – у нас и так сложная ситуация в стране и в семейных бюджетах тоже – явно на ухудшение. Мы не слышим что ли, что нужно нашим гражданам, да? Т.е. партия «Единая Россия» точно так же в горсовете – она не слышит?
Логинов: Коллеги, поправочку оформите соответствующую.
Черкасова: Если партия «Единая Россия» не в состоянии осуществить те социальные гарантии…
Логинов: Давайте по сути вопроса.
Черкасова: Я по сути вопроса говорю. Если мы не можем найти на это деньги, хотя здесь все вроде бы волшебно, и идет увеличение бюджета на образование, значит мы должны уйти. Вы должны уйти. Пусть придут те, кто найдут эти деньги, те, которые не делают это послабление.
Логинов: Давайте предложение, мы проголосуем, хорошо?
Черкасова: Это не вопрос. Что значит мы внесем предложение? У вас был целый год. Вы прекрасно знаете, какая ситуация.
Логинов: Есть порядок, который установлен регламентом.
Хлащев: Я еще хотел бы добавить в плане того, что еще одну статью на кормление детей. Если мы посмотрим наш бюджет, там есть статья такая – проведение мероприятий в городе Владимире 47 млн. Если мы посмотрим статью расходов на ЖКХ, там можно найти расходы на праздничное оформление города Владимира – 11 млн рублей. Поэтому это можно связать в одно, и из 47 млн мы можем взять деньги.
Деева: Вы уже депутат третий год. И каждый раз мы говорим – говорите, откуда взять. Оформите поправку конкретно. В такой-то статье такой-то пункт вот такую-то сумму. Пожалуйста. Мы же не возражаем.
Черкасова: Вы не могли это сами сделать? У вас целый аппарат сидит. У администрации.
Деева: Смотрите тогда на администрацию. На меня-то че смотрите, Мария Юрьевна?
Черкасова: Вы все в одной партии.
Хлащев: У вас же есть аппарат, который должен рассмотреть это все.
Логинов: Предложения дайте свои, мы рассмотрим.
Хлащев: Так предложения администрация должна давать.
Машковцева: Мы сейчас нарушаем регламент.
Хлащев: Какой?
Машковцева: Регламент ведения комитета.
Хлащев: Мы с вами, депутаты, принимаем решение о том, как будет дальше жить город. Не администрация, не управление, а мы с вами.
Машковцева: Какие странные. Мы не возражаем против вашей поправки, оформите ее. Вы должны были ее оформить. Бумага нужна. Вы сегодня не подготовили поправки, вы сегодня просто выступаете на публике.
Хлащев: У меня еще вопрос такой. Сегодня уже родители в школах пишут и обращаются о том, что уже у них хотят продленки убрать якобы, для того чтобы не было бесплатных обедов. Это первое. Второе – почему-то бесплатные обеды, которые мы с вами вроде как обсуждаем, с 45 мы обсуждаем до 50 [рублей] возрастает, но почему-то родителям говорят, что эти обеды обойдутся в 60 рублей, а не в 50.
Деева: Назовите конкретно школу. Мы будем изучать.
Машковцева: У нас впереди еще несколько комитетов. Вы вправе подготовить поправку.
Хлащев: Подготовим обязательно.
Машковцева: И никогда не надо оскорблять.
Хлащев: Кого мы оскорбили? Это вы своими действиями оскорбляете все население города, потому что это вы решаете, как жить городу. Вот вас самих 25 человек.
Логинов: Мы с вами вместе решаем.
Хлащев: Что вы решаете такого для населения? Ничего. Налоги кто устанавливает? «Единая Россия». Тарифы кто устанавливает? «Единая Россия». Вы же знаете это. Вы же нас не слушаете.
«НЕ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ЕСТ»
Отмену всеобщего бесплатного питания для младшеклассников начальник управления образования попыталась оправдать еще и тем, что не каждый школьник ест ту пищу, которую ему дают в столовой. Слово «зажрались» Елена Малик не произнесла, хотя и намекнула, что бюджетные средства буквально отправляются в урну вместе с недоеденными завтраками и обедами.
А вот депутат Николай Горохов – народный артист и почетный гражданин Владимирской области – пренебрежительно заметил, что «эти сытые мальчики, которые выбрасывают хлеб на пол», не должны получать те же «дивиденды» (так театрал, видимо, назвал бесплатное питание), что и другие. В итоге Горохов предложил «адресно кормить детей».
Напомним, что сам Николай Горохов как почетный гражданин Владимирской области бесплатно для себя, т.е. за счет бюджета, может ездить на общественном транспорте, а также получает из казны ежемесячно 6838 рублей. Кроме того, драмтеатру, где он служит, в 2019 – 2021 годы выделят 200 млн рублей на закупку нового оборудования. И это притом, что два года назад выделяли еще 100 млн рублей на реконструкцию сцены. Видимо, «адресный подход» на «сытых мальчиков»-артистов не распространяется.
Черкасова: У вас работает целая администрация, почему эти вопросы не решались? Потому что у нас вопросы начинают решаться последний месяц перед принятием бюджета, когда начинают вылазить эти проблемы и когда они в принципе не решаются.
Малик: У нас вопрос питания обсуждается не последний месяц, он обсуждается с 2015 года. И тема вот этого подхода адресного – она относится еще к 2015 – 2016 году, поднималась неоднократно. И дело даже не только в том, что деньги, но если мы придем в школу, то узнаем с вами, что не каждый ребенок ест. И не каждый ребенок ест, потому что он…
Черкасова: Это все разговоры в пользу бедных.
Малик: Есть масса детей, которые отказываются есть. А есть дети, кому действительно это нужно. И мы не отрицаем эту поддержку. Поэтому дети, которым необходима эта поддержка, которые в ней нуждаются…
Более того, мы вносим на рассмотрение вопрос о предоставлении оплаты питания семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, но которые документально по закону не могут это доказать. Т.е. семья не является малоимущей, потому что им, например, не хватает справки до малоимущих, грубо говоря, 100 рублей, поэтому они не считаются малоимущими. Таких детей мы тоже питать будем.
Черкасова: Это дети 1 – 4 класса.
Горохов: Простите, ради бога. Но вы знаете, уже надоело всем сестрам по серьгам. Давайте действительно адресно решать эти вопросы. Иначе эти сытые мальчики, которые выбрасывают хлеб на пол, понимаете, будут получать те же дивиденды, как и другие. А политических игр, которые вы внутри устраиваете… Давайте адресно кормить детей.
Черкасова: Хватит решать свои финансовые проблемы за счет детей.
САМЫЙ БОГАТЫЙ ДЕПУТАТ ГОРСОВЕТА: «Я ГОЛОДАЛ»
За помощью в область муниципалы, по всей видимости, обращаться не собираются. Хотя в 2015 году, когда впервые обсуждалась идея отмены бесплатного питания школьников, именно губернатор Светлана Орлова разрулила ситуацию, заявив, что деньги на детей выделены, а Ольгу Дееву просто кто-то ввел в заблуждение. Сейчас же вывести из «заблуждения» председателя горсовета и ее коллег, получается, некому.
Елена Малик уверена: что администрация региона не будет увеличивать дотацию на питание младшеклассников, поскольку область «не имеет никакого отношения к данному вопросу». Впрочем, и у города тоже такой обязанности по закону нет, повторила чиновница, но когда-то муниципалитет на себя ее взял – в 2006 году, «когда был профицитный бюджет».
И тут начальница управления образования была неправа: 12 лет назад бюджет города также был дефицитным – при 2,96 млрд рублей доходов было 3,05 млрд расходов. Недоимка составляла 84,5 млн рублей, или 4,5% бюджета. Дефицит на 2019 год сравнимый – 338 млн рублей, или 5% от доходной части казны. Так что большой разницы в финансовой ситуации тогда и сейчас нет, разница скорее в кадрах. Но Елена Малик все выставила так, что если младшеклассников и дальше кормить за счет бюджета, вся система рухнет, поскольку «сейчас город не может позволить себе дальше продолжать вот в таком же ключе обеспечивать питанием». Подобный аргумент звучал и при обсуждении повышения пенсионного возраста, но уже применительно к на самом деле профицитному бюджету страны.
Ну а завершилась дискуссия фееричным заявлением самого богатого депутата горсовета Дмитрия Осипова, доход которого за прошлый год увеличился почти в два раза и составил 85,7 млн рублей, что он в детстве, при советской власти голодал. А следом Осипов – владелец торгового дома «Эльдорадо» – призвал всех развивать малый и средний бизнес, «как в развитых странах», и увеличивать налоговую базу. Возможно, если бы Осипов пожертвовал в бюджет хотя бы треть своего годового дохода владимирским школам, то и обсуждать вопрос отмены бесплатного питания было бы не нужно.
Валерий Пузанов: Я, может, неправильно понял: вот эти расходы на питание в школах ложатся на бюджет города, или область тоже будет участвовать?
Малик: На сегодняшний день у нас с вами из городского бюджета 62 млн рублей затрачено на питание детей, из областного бюджета – 48 млн. Но это не обязанность в данном случае областного бюджета. Областной бюджет своими 48 миллионами покрывают расходы вместе с нами в пропорции определенной, прежде всего, на детей малоимущих, многодетных, тех, кто по закону эту льготу обязан получать.
А мы говорим о том, что вот на сегодняшний день 1 – 4 классы, которых мы бесплатно питаем, вот в законе обязанности такой у нас нет и никогда не было. Мы ее когда-то на себя взяли, когда был профицитный бюджет. Всегда легко что-то предложить и сложно, к большому сожалению, отказаться. Так всегда. Сейчас у нас бюджет немножко другой, и сейчас город не может позволить себе дальше продолжать вот в таком же ключе обеспечивать питанием.
Если мы будем повышать питание, то, соответственно, расходы администрации города будут расти, если цена питания будет повышаться. Она на сегодняшний день у нас самая низкая. Мы по 34 рубля платим за завтраки, в то время как в соседних городах и регионах этот завтрак стоит 40, 50, а в некоторых городах – я не помню, в Ярославле или Рязани – там вообще по 70 – 80 рублей стоит завтрак. Что такое 34 рубля? Я каждый раз говорю: попробуйте накормить ребенка на 34 рубля. Я думаю, что вы сами знаете. Йогурт максимум.
Поэтому если мы оставим все так же, 1 – 4 будем бесплатно питать, но завтрак и обед увеличим, то нам нужно будет увеличивать свой, городской бюджет, потому что это те расходы, которые мы когда-то взяли на себя. Область – они как 48 млн свои затрачивают на многодетных и малоимущих, этих денег хватает, они так и будут их тратить. Т.е. область в данном случае не имеет никакого отношения к данному вопросу.
Пузанов: У меня мама в советское время платила за обед 50%, а те, кто из богатых семей, так называемые мажоры, они не ели вообще в столовой. Они брали с собой кто колбасу… А нам, малообеспеченным, отдавали.
Черкасова: Не надо так говорить.
Малик: Надо более ответственно относиться к питанию детей.
Осипов: За колбасой ездили, в очередях стояли. Вы 80 лет у власти были, голод был. Вы голодали что ли? Я голодал. Я 1970 года рождения. Вспомните. В школах мы платили раньше деньги за обеды. Они забыли, когда были у власти.
Хлащев: У меня отец за станком работал, квартиру получил. А сейчас кто у нас получает квартиры?
Осипов: Вы знаете, коллеги, вот мы все говорим, бюджет у нас дефицитный, да? И мы все говорим: давайте оттуда заберем, давайте оттуда заберем. Я бы хотел, чтобы коллеги еще говорили – давайте их зарабатывать еще, развитием малого, среднего бизнеса, развитием производства.
У нас бюджет дефицитный. Мы говорим: давайте у тех заберем, а у нас нигде не хватает. А никто не говорит: давайте пополнять налоги, давайте развивать малый и средний бизнес, как в развитых странах, тем самым увеличивая налоги, тем самым и средняя зарплата будет также увеличиваться, что позволяло бы деньги найти на детские сады и т.д. Мы все смотрим, как бы где забрать, но никто не говорит о том, что надо больше зарабатывать. Вот это я хотел сказать тоже. Спасибо.
В итоге депутаты двух комитетов, за исключением Дмитрия Хлащева и Марии Черкасовой, поддержали бюджет города во втором чтении.