Правительство отказалось от закупки школьных автобусов у «Волгабаса»
Владимирская область получит 27 автобусов и 7 карет скорой помощи
Правительство РФ распределило между регионами кареты скорой помощи и школьные автобусы. Закупку у российских производителей произведет минпромторг. Владимирская область получит 7 «скорых» (производства ГАЗ, УАЗ и «Форд Соллерс Елабуга») и 27 автобусов для школьников от ГАЗ, ПАЗ и КАВЗ (курганского автозавода).
Любопытно, что впервые за четыре года правительство отказалось от закупки школьных автобусов у «Волгабаса». В 2016‑м (в августе и ноябре), 2017‑м и 2018‑м годах минпромторг приобретал у производителя транспорт вместимостью свыше 30 человек и массой более 15 тонн (в стандартном и северном исполнении). Всего за три года, благодаря заказу от кабмина, «Волгабас» поставил в регионы 50 автобусов, однако их количество с каждым годом снижалось. Если в 2016‑м у «Волгабаса» закупили 32 школьных автобуса, то в 2018‑м – всего 3. Сейчас же правительство решило и вовсе отказаться от приобретения большого транспорта массой свыше 15 тонн.
Напомним, что вокруг «Волгабаса» отгремел не один скандал, причем не только во Владимирской области. В нашем регионе компания появилась благодаря стараниям Светланы Орловой, которая обещала открыть завод в Собинском районе уже в 2015 году. Для этого производителю выделили уникальную бюджетную поддержку: только на организацию площадки под строительство из казны потратили более полумиллиарда рублей. Вовремя завод не открылся. Запуск производства задержали почти на три года. Кнопку пуск нажали лишь в декабре 2017-го, но и после этого к работе предприятия возникает много вопросов.
Кроме того, Белый дом пролоббировал покупку городом Владимиром 20 «Волгабасов». В процессе лизинга едва не обанкротились два муниципальных предприятия – «Владимирпассажиртранс» и «Владимирводоканал». Лишь в мае 2019 года кредит на 240 млн рублей был погашен. При этом минимум треть автобусов сломались в первые полгода эксплуатации и ремонту уже не подлежали. Позже владимирские власти признали «сыроватое» качество «Волгабасов». Претензии возникали и в других регионах, куда поставляли эти автобусы.
А недавно «Волгабас» попал в скандал федерального уровня из-за кипрской истории. Вскрылась она после уголовного дела в отношении основателя группы инвестфондов «Baring Voctok» Майкла Калви, заведенного после конфликта бизнесмена с совладельцем банка «Восточный» (до этого «Юниаструм банка») Артемом Аветисяном. Последний был знаком с производителем «Волгабасов» Алексеем Бакулиным по «Клубу лидеров». В 2016 году «Юниаструм» купил 13,41% ООО «Волгабас» и 4,99% ООО «АДМ», причем часть сделок производилась через кипрский BOC Russia, и теперь их подозревают в фиктивности. Вот что об этом пишет Forbes:
«Но еще больше фонд возмутили сделки «Юниаструма» летом 2016 года накануне слияния с «Восточным экспрессом». В июне и июле BOC Russia (прежнее название Finvision, совладельца «Восточного») выкупила у девяти компаний, связанных с «Клубом лидеров», доли по 4,99%, а затем продала их «Юниаструму». За акции BOC Russia заплатила 5,4 млн рублей, банк – уже 1,6 млрд рублей».
«Юниаструм» также спонсировал «Бакулин Моторс Групп». В 2016 году, по данным Forbes, банк выдал «БМГ» кредит в 3,5 млрд рублей. В будущем, вероятно, мы узнаем новые подробности этих сделок.