Команда Сипягина отказалась от турецких инвестиций в 21 миллиард рублей?
История о том, как крупное деревообрабатывающее производство за пять лет так и не появилось в Собинском районе
Все регионы стремятся повысить свою инвестиционную привлекательность, поскольку от этого зависит сумма вливаний в местную экономику, появление новых предприятий и рабочих мест. В целом, масса всего положительного. Владимирская область тоже хочет привлечь внимание инвесторов, тем более, что на ее стороне – удобное географическое положение и налаженная логистика. Не все проходит так гладко, как хотелось бы, но руководство рекламирует регион с помощью мероприятий: Светлана Орлова с 2013 по 2018 годы устраивала Владимирский межрегиональный экономический форум, Владимир Сипягин вместо него запустил с 2020-го Владимирский инвестиционный конгресс.
Национальное рейтинговое агентство по итогам 2019 года поставило Владимирской области оценку «средняя инвестиционная привлекательность», такую же она имела годом ранее. Причем учитывались семь факторов: географическое положение и природные ресурсы; трудовые ресурсы; региональная инфраструктура; внутренний рынок региона; производственный потенциал местной экономики; институциональная среда и социально-политическая стабильность; финансовая устойчивость бюджета и предприятий субъекта.
То есть ситуация не критическая, но есть куда улучшаться. Оттого странно, когда регион отказывается от потенциально выгодных проектов. Губернатор Владимир Сипягин и областная администрация после подписания любого инвестиционного соглашения громко об этом рапортуют, как об очередном успехе. И в этом нет ничего плохого, но не каждый заинтересованный инвестор может достучаться до местных властей.
В пример можно привести турецкий промышленный холдинг Yildizlar Yatirim («Йилдызлар Ятырым»), который больше пяти лет не может дождаться положительного решения со стороны Белого дома. Представители компании рассказали ПроВладимиру о странностях, с которыми столкнулись при попытке реализовать в регионе проект, одобренный на уровне Минэкономразвития и Минпромторга России. Причем поведение команды Сипягина не нашло понимания даже в рядах его однопартийцев из ЛДПР, заседающих в федеральном штабе, отметил наш источник.
Координатор проекта, генеральный директор ООО «Йилдиз Энтегре Раша» (дочернее предприятие холдинга, созданное для осуществления инвестиционной деятельности) Елена Большакова рассказала, что идея создать первое в России «крупномасштабное промышленное деревообрабатывающее производство группы компаний «Йилдиз» по выпуску экологически безопасной продукции с применением технологий глубокой переработки древесины» появилась еще в 2014 году. Инвестировать в течение пяти лет планировалось около 21 миллиарда рублей, создать 600 рабочих мест, не более 10% из которых отводилось гражданам Турции.
Предполагаемая проектная мощность завода должна была составить один миллион кубических метров древесных плит, 100 тысяч тонн смол и 15 миллионов квадратных метров ламинированного пола в год.
Поиск подходящего земельного участка проходил в 50 регионах России, в итоге выбор пал на территорию с кадастровым номером 33:12:011101:781 в сельском поселении Воршинское Собинского района Владимирской области площадью приблизительно 130 гектаров. На месте провели инженерные изыскания, оценив воздействие готовящегося проекта на окружающую среду. Ответ на вопрос, почему именно 33‑й регион, был предсказуем – удобная логистика.
30 июля 2015 года стороны подписали протокол об условиях осуществления инвестиций (здесь и далее упоминаются документы, копии которых предоставили редакции ПроВладимира): от областной администрации роспись ставил заместитель губернатора по сельскому хозяйству Роман Русанов, от Yildizlar Yatirim – генеральный директор Исмаил Хакки Йилдиз. Причем старт первого этапа намечался на 2015‑й с вливания 10,4 миллиарда рублей. Предпроектная документация и бизнес-план были готовы, поставщиком оборудования определена немецкая компания Siempelkamp.
Однако в радужные планы вмешалась большая политика. 24 ноября 2015 года на границе Сирии и Турции российский бомбардировщик Су-24 сбили турецкие военные. Это вызвало серьезный кризис в отношениях двух стран – президент Владимир Путин назвал произошедшее «ударом в спину». Российские власти ввели экономические и политические санкции: продажа турпутевок в Турцию была приостановлена, совместные проекты – заморожены. Губернатор Светлана Орлова заявила, что Владимирская область готова ввести ограничительные меры в отношении турецких компаний, что и произошло с Yildizlar Yatirim.
«Размораживать» отношения начали в 2017 году. Турецкая сторона получила экспертное заключение, а 4 октября Орлова подписала распоряжение о признании масштабного инвестиционного проекта по созданию завода соответствующим всем критериям, установленным региональным законом «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области». Согласно документу, департамент имущественных и земельных отношений должен был заключить с инвестором соглашение о предоставлении земельного участка в МО Воршинское без проведения торгов.
Но это сделано не было – к типовому договору аренды постоянно возникали претензии со стороны ДИЗО. Чаще всего представителям Yildizlar Yatirim приходилось контактировать с директором ведомства Александров Сердюковым, с которым прийти к компромиссу не удавалось.
«Для подписания типового договора аренды требовалось „типовое“ заявление, подаваемое нами. Таких заявлений было пять. Каждое такое заявление рассматривалось по максимальному сроку до 70 дней. О результатах не сообщалось. Получали информацию исключительно через почтовые отправления, направленные по истечении всех сроков», — отметила Большакова.
Размер платы за аренду должен был составить более 2,7 миллиона рублей в год. Но без подписания договора о начале строительства предприятия не могло быть и речи. В 2018‑м продвижению переговоров препятствовала предвыборная кампания Орловой. И все же, 4 сентября в Москве, незадолго до губернаторских выборов во Владимирской области, стороны встретились. Были представители Минпромторга, Белого дома, АО «Корпорация развития Владимирской области» и ООО «Йилдиз Энтегре Раша». Исходя из данных протокола, в ходе переговоров было подтверждено соответствие проекта необходимым критериям – распоряжение Орловой оставили без изменений.
Светлана Орлова по результатам второго тура проиграла выборы, 33‑й регион возглавил Владимир Сипягин. Турецкая сторона попробовала наладить контакт с новым губернатором, но это оказалось непросто. Усугубилась ситуация тем, что 13 октября на портале администрации Костромской области появился релиз: Yildizlar Yatirim Holding рассматривает возможность построить производство по глубокой переработке древесины на территории их региона. На вопрос ПроВладимира, правда ли турецкая компания думала поменять дислокацию завода, Елена Большакова ответила «нет». По ее словам, Костромская область рассматривалась исключительно в качестве поставщика древесины.
Но новость уже разнесли владимирские СМИ, а Владимир Сипягин засобирался в ноябре в Стамбул – спасать отношения и возвращать инвестора, что немало удивило представителей компании, готовых встретиться с ним во Владимире. Но принять губернатора, конечно же, никто не отказался – ситуацию стороны обсудили. Успешно, со слов главы региона. Вина за проволочку, видимо, была возложена на администрацию Орловой. Но, что показательно, с командой Сипягина тоже что-то пошло не так. Ответственным за проект со стороны Белого дома назначили врио вице-губернатора Максима Брусенцова, но помочь с заключением долгожданного договора аренды на участок он не смог.
28 августа 2019 года вышло новое губернаторское распоряжение, теперь уже от имени Сипягина, где он признавал утратившим силу распоряжение Светланы Орловой по поводу масштабного инвестиционного проекта с Yildizlar Yatirim. А в сентябре того же года глава ДИЗО Павел Панфилов (ныне находящийся в СИЗО по уголовному делу о получении крупной взятки) проинформировал ФНС о том, что соглашение о реализации планов по строительству завода в Собинском районе расторгнуто, а значит земельный участок не будет предоставлен туркам в аренду.
Формально причиной расторжения соглашения стало то, что турецкие партнеры не выполнили пункты, прописанные в соглашении, а именно – с 2017 года ничего не инвестировали во Владимирскую область. Хотя, как сказано выше, сделать это они не могли по причине проблемы с арендой.
Известить об этом компанию региональные власти не посчитали нужным – все выяснилось случайно, когда представители турецкой стороны обратились в налоговую. Дело в том, что на разработку всей необходимой документации Yildizlar Yatirim потратил более миллиона евро и планировал вернуть НДС. ФНС проверила все документы и претензий к компании у нее не возникло, но ей отказали – как раз из-за отсутствия проекта.
7 ноября 2019-го Большакова встретилась с директором департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности Денисом Давыдовым. Стороны вновь обсудили перспективы реализации инвестпроекта. Давыдов объявил, что на участок в Собинском районе уже есть претендент. Он также предложил компании вновь подать заявку на признание проекта соответствующим критериям закона Владимирской области. Большакова в ответ выразила опасение, что ситуация с арендой участка повторится.
В феврале 2020 года Yildizlar Yatirim Holding направил в администрацию Владимирской области Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве на русском и турецком языках, в котором фактически предлагалось начать все с начала. Подписать документ в Белом доме отказались.
Очевидный вариант решения возникшей проблемы – обращение в суд, но турецкий инвестор не захотел портить отношения с администрацией Владимирской области, желая решить конфликт полюбовно. Одно из последних обращений, которое подписал генеральный секретарь совета директоров Yildiz Holding Йилкай Унал, направлено в адрес Владимира Сипягина 9 октября 2020 года.
В нем губернатору напомнили, что последняя встреча сторон состоялась в Стамбуле в ноябре 2018-го. За прошедшие два года холдинг реализовал проекты в Румынии, Словении и Турции, но запуститься в Собинском районе ему так и не удалось из-за проблем с арендой земельного участка.
«Поскольку наша группа компаний и наше местное представительство во Владимире приложило много усилий в подготовку этого проекта, инжиниринг, экологическую оценку и санзону, мы хотели бы знать вашу позицию по вопросу продолжения инвестиционного проекта. В зависимости от вашего ответа мы примем решение о дальнейших шагах. Мы надеемся на положительный ответ», — говорится в обращении.
Ответа от Белого дома не последовало.
Сюрпризом для Yildizlar Yatirim стало подписание в декабре 2020 года Владимиром Сипягиным соглашения с ООО «Лузалес» об условиях инвестирования в строительство завода по выпуску плит МДФ в Собинском районе. Российская компания планирует вложить во Владимирскую область около пяти миллиардов рублей и создать порядка 400 рабочих мест. Полный запуск производства намечен на 2024 год.
Куратор турецкого проекта Елена Большакова добавила, что «Лузалес» и завод Yildizlar Yatirim не стали бы конкурентами, поскольку специфика их работы и выпускаемый продукт различаются.
В итоге представители инвестора подали в областную прокуратуру заявление с просьбой проверить действия администрации Владимирской области.
«„Йилдиз Энтегре“ не имело и не имеет намерений отказываться от проекта во Владимирской области по собственной инициативе. Наша группа компаний приложила много усилий в подготовку этого проекта. К сожалению, нам не удалось своевременно перейти к строительной фазе проекта из-за проблем с арендой муниципальной земли. Любые возможные причины, по которым новое руководство Владимирской области хочет остановить проект и почему стремится передать земельный участок другим претендентам, должны быть расследованы соответствующими государственными структурами», — уточнили в компании.
Результатов проверки еще, само собой, нет. Но Белый дом неожиданно вышел на связь с представителями инвестора, предложив обсудить ситуацию при участии вице-губернатора Александра Ремиги.
Источники ПроВладимира рассказала, что Yildizlar Yatirim – не единственная иностранная компания, которая безуспешно пытается обосноваться во Владимирской области. Известно еще как минимум о четырех проектах, которые не смогли «приземлиться» и теперь реализуются в других регионах.
Справедливости ради ПроВладимир сделал запрос в пресс-службу администрации Владимирской области по этой теме. Ответ пришел от департамента региональной политики. В нем о турецком инвесторе указана вся та же информация, что и в тексте выше. Не на все вопросы даны ответы, но предлагаем ознакомиться с тем, что есть.
Почему губернатор разорвал соглашение?
«Соглашением установлен срок начала реализации проекта 2017 год, а также обязательства по ежегодному выполнению основных показателей реализации проекта.
В соответствии с соглашением Обществом предоставлена отчетность за 2017 и 2018 годы, по итогам анализа которых выявлен факт невыполнения Обществом показателей проекта, что являлось регламентированным основанием для расторжения соглашения».
Почему с инвестором не был заключен договор аренды земельного участка в Собинском районе?
«По информации, полученной от департамента имущественных и земельных отношений в рамках межведомственного взаимодействия в период реализации масштабного инвестиционного проекта, договор аренды не был заключен в связи с несоблюдением организацией установленных законодательством процедур. При этом компании было предложено повторно обратиться с заявлением о заключении договора».
Планирует ли Белый дом возобновить переговоры с вышеуказанным турецким холдингом?
«Департамент экономического развития Владимирской области заинтересован в привлечении инвестиций в экономику региона и размещении новых производств, и готов оказать все необходимое содействие в реализации инвестиционных проектов в установленном порядке».
О том, почему Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве не был подписан представителями Белого дома, не уточняется.