Орлову предупреждали о конфликте интересов Кирюхиных еще в 2015 году
Никакой реакции не последовало
Губернатора Светлану Орлову предупреждали о возможном конфликте интересов четы Кирюхиных еще в 2015 году. Сделал это лично начальник управления администрации Владимирской области по вопросам противодействия коррупции Игорь Лебедь, однако ни со стороны главы региона, ни со стороны вице-губернатора по социальной политике Михаила Колкова никакой реакции не последовало. Ждали, когда возникнет «ситуация» конфликта интересов, чтобы уже постфактум его устранить.
Напомним, что скандал вокруг возможного конфликта интересов директора департамента здравоохранения Александра Кирюхина, его жены – руководителя роддома №2 города Владимира Ирины Кирюхиной и его дочери – главы медклиники «Доверие» Татьяны Яконюк разразился после обращения общественника Сергея Плаксина. Сам Кирюхин отрицал конфликт интересов, но после того, как прокуратура подтвердила возможность его наличия, директору облздрава объявили выговор, а Ирина Кирюхина уволилась с поста, став начмедом в том же роддоме.
Щепетильность ситуации придает то, что жена Кирюхина уже возглавляла медучреждение, когда того назначали руководителем департамента, т.е. уже тогда саму возможность конфликта интересов необходимо было устранить, поскольку такое положение дел для Александра Кирюхина «может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных обязанностей» (формулировка прокуратуры). А в 2015 году Игорь Лебедь еще раз напомнил об этом Светлане Орловой, но та до последнего защищала семью медиков.
На сегодняшней пресс-конференции Лебедь, впрочем, выгородил Светлану Юрьевну, сославшись на то, что до конца 2016 года не возникало «ситуации» для возможного конфликта интересов, т.е. Кирюхин якобы не издавал распоряжений о премировании жены, увеличении ее квалификационного класса, выделении ей отпуска и т.д. Но как только «ситуация» возникла – в Белом доме сразу же отреагировали. И вообще сотрудники обладминистрации «очень жестко» смотрят за этим вопросом.
Вот как оправдался Игорь Лебедь по поводу Кирюхиных.
Лебедь: Проверка идет в постоянном режиме. Что хотел бы сказать про конфликт интересов. Мы исходим из того: устраивает нас закон, не устраивает – мы обязаны его исполнять. Что я имею в виду? Под конфликтом интересов подразумевается, прежде всего, ситуация. Сам факт того, что по состоянию, как наше управление начало работать, на январь 2015 года чета Кирюхиных находилась во взаимном подчинении. И мной об этом было доложено сразу губернатору и вице-губернатору.
Сам факт, повторяю, подчинения еще не говорит о конфликте интересов. Речь идет о том, чтобы вышестоящее должностное лицо по отношению к нижестоящему – мы сейчас говорим о супругах, родственниках, что подразумевается под ситуацией, – не издавало каких-либо документов: премии, отпуска, увеличение квалификационного класса и т.д. Чтобы какие-либо из-под его пера выходили документы в отношении подчиненного, для того чтобы можно было говорить о возможном даже конфликте интересов, пускай эти документы даже будут законные, приняты на законных основаниях.
У нас была жалоба – в ноябре мы ее разрешали – о конкретном конфликте интересов в Меленковском районе, когда супруга работала в подчинении своего мужа. Разобрались. Ни одного конкретного документа он не издавал. Формально конфликта интересов нет. Хотя они разобрались, на всякий случай решили свое должностное положение поменять. Но по закону конфликта интересов нет.
Поэтому в данном случае, как только лишь выяснилось, чуть попозже – в 2016‑м, 2017 году, Александр Викторович Кирюхин издавал соответствующие документы, о чем он должен был сам доложить, он этого не сделал. Проходило заседание комиссии по конфликту интересов под руководством руководителя аппарата, и соответствующие меры дисциплинарного характера были приняты.
Повторяю – сам факт родства еще не говорит о конфликте интересов. Хотя эти вопросы всегда у нас, по крайней мере, на контроле в плане разрешения жалоб. Эти вопросы мы смотрим очень жестко, начиная с 2015 года, когда в Коврове была такая ситуация. Мы сразу отреагировали, вплоть до увольнения.
Вопрос: Если в 2015 году об этом сообщили Светлане Орловой, почему не было никакой реакции?
Лебедь: Не было ситуации, связанной с конфликтом интересов. Изменения должностного положения в 2015 – 2016 году не было. Когда в конце 2016 года, в 2017 году директор департамента издавал приказы, связанные с повышением квалификационного класса, с премиями, законно, сразу могу сказать – там все было проверено, но сам факт того, что возникла ситуация, которая могла привести к конфликту интересов, уже говорил о том, что он обязан был об этом проинформировать работодателя, губернатора области, вынести вопрос на рассмотрение комиссии по конфликту интересов, чего сделано не было.