Во Владимирской области идет передел рынка пассажирских перевозок
Старые компании жалуются на рейдерский захват маршрутов с помощью департамента транспорта
Тема пассажирских перевозок наряду с неутверждением Александра Байера заместителем губернатора стала одной из главных на прошедшем заседании законодательного собрания. Градус обсуждению задал депутат из «Единой России» Дмитрий Рожков, который с надрывом в голосе зачитывал обращение транспортников и избирателей к заксобранию, заодно попросив его сделать депутатским запросом.
Суть «гласа народа» сводилась к тому, что в ЗАТО Радужный, Судогде и Собинке пытаются сменить компании, занимающиеся межмуниципальными перевозками пассажиров.
В Радужном этим вот уже 15 лет занимается муниципальное предприятие. 56 рейсов в день совершаются семью автобусами большого класса и одним среднего по маршруту № 115. Договор на перевозку действует до 1 июля 2020 года, но в департаменте транспорта в январе 2020 года изменили реестр маршрутов и поставили условие на перевозку в Радужный автобусами среднего класса в количестве восьми штук. В МУПе утверждают, что им ничего об этом не сообщили, сказал Рожков.
«Мотивы принятия такого решения непонятны и неизвестны. Ежедневно из Радужного во Владимир на работу, учебу и лечение выезжают 3,5 тысячи жителей. Из них около тысячи — на автобусах МУП «АТП». Большая часть выезжает в утренние часы. Так, с 5:00 до 11:00 отправляются больше тысячи пассажиров, поэтому перевозка автобусами вместимостью менее 90 человек просто невозможна».
Рожков заявил, что автобусы средней вместимости не смогут обеспечить перевозку пассажиров. Еще одна проблема — увеличение платы за услуги автовокзалу. Это приведет к росту тарифа.
Рожков сообщил, что в Судогде могут возникнуть проблемы с перевозками из-за ухода с рынка «БигАвтоТранса». Там департамент также внес изменения в условия проведения конкурса, которые «снизят требования к безопасности и комфортности пассажироперевозок», потому что обесценен критерий опыта работы.
Запрос Рожкова поддержали депутаты из фракций «Справедливой России» и КПРФ. Коммунист Сидорко считает, что начинается передел рынка перевозок, и это «напоминает сценарий, как громили «БигАвтоТранс».
«Сегодня тысячи граждан собирают подписи в поддержку тех автотранспортных предприятий, которые годами работали, строили коллективы. И сегодня складывается впечатление, но я надеюсь, что ошибаюсь, но складывается впечатление, что происходит банальный передел рынка пассажиропереврозок».
И только ЛДПРовцы посчитали, что в запросе только домыслы, в целом это спор хозяйствующих субъектов, и предложили заслушать директора департамента Алексея Косилова.
Главный транспортник региона сообщил, что департамент все делает в соответствии с законом. В реестре по Радужному сейчас стоят минимальные требования — по четыре автобуса большого и среднего класса, а не все среднего, как следует после изучения пассажиропотока.
Также он отметил, что на конкурсе на маршрут № 115, который пройдет во втором квартале этого года, перевозчик может заявить транспортное средство с улучшенными характеристиками — например, восемь автобусов большого класса.
Директор департамента заявил, что МУП постоянно просит увеличить тариф, не раз заявлял об убыточности маршрута и требовал 17,8 миллиона рублей компенсаций за счет областного бюджета.
«При установлении тарифа методом экономически обоснованных затрат на 2019 год, тариф для МУПа из Радужного признан департаментом цен и тарифов в размере 4,05 рубля за пассажирокилометр. Это один из самых высоких экономически обоснованных тарифов на межмуниципальной сети. Выше только у «Автотранссервис» из Мурома. Вместе с тем средневзвешенный тариф у нас составляет 2,78 рубля в области», — заявил Косилов.
Правда, с 1 июля тариф на маршруте №115 регулироваться не будет, стоимость будет определять сам перевозчик. Стоимость проезда для граждан может возрасти с 86 до 130 рублей, предположил Косилов.
Главный транспортник высказал предположение о неэффективности руководства и необходимости преобразований на предприятии. По его мнению, надо сократить затраты на хознужды и провести инвентаризацию. К тому же до 2025 года все МУПы должны быть ликвидированы по федеральному закону № 485.
«Это манипуляция и нагнетание ситуации в своих сугубо экономических целях», — сообщил Косилов.
Директор МУПа из Радужного Вадим Лушин заявил, что все проблемы начались с приходом нового руководства департамента. Да и тариф у предприятия не такой, как сообщил Косилов.
«Заявление его [Косилова], что на сегодня нам подняли тариф до четырех с лишним рублей — вранье, я вам скажу. На сегодняшний день тариф составляет 2,78 рублей. У нас тариф экономически обоснованный составляет 3,52 рубля — то, что мы неоднократно представляли в департамент транспорта и дорожного хозяйства. Мы на полном хозяйственном расчете находимся и трудимся. У нас нет никакой поддержки кроме имущества муниципального. То, что вы сейчас делаете — департамент — вы действительно хороните предприятия, которые работали и старались».
Косилов сразу же исправился, сообщив, что на самом деле не подняли тариф, а только просили поднять. А позицию выступающих против изменений он охарактеризовал так:
«Отдайте нам маршрут. Вот и все. Потому что мы на нем работаем, мы живем, мы привыкли, автобусы у нас по 30 лет, и мы ничего делать не будем. Вот и все. И это вкратце».
На заксобрании всплыла фамилия замдиректора департамента Павла Левина. Ранее он работал во «Владимирпассажиртрансе» и зарекомендовал себя не с лучшей стороны. К тому же он и его родственники имели отношение к компании «Виктория», которая занимается пассажирскими перевозками.
«Известно ли вам, что до 18 февраля текущего года сначала он, а в дальнейшем его сын на 70% владели предприятием ООО «Виктория», которым, видимо, достается часть маршрутов, отобранных у тех перевозчиков, которым вы ранее давали благодарности в течении 15 – 20 лет», — сообщил депутат Маринин.
Косилов заявил, что не знает и не проверял, является ли Левин учредителем какой-то компании и добавил, что «Виктория» на межмуниципальных маршрутах не работает, но на открытый конкурс может заявится любой автоперевозчик.
С еще одним перевозчиком «Альянс — Авто плюс» областной департамент транспорта разорвал договор на обслуживание маршрутов Владимир-Лакинск-Собинка и Владимир-Ставрово 21 февраля, не дождавшись 10 месяцев, положенных до истечения контракта.
Как пояснил главный транспортник, компания длительно время не выполняла договорные обязательства, нарушала требования безопасности и игнорировала претензии департамента с июля 2019 года. Маршрут сейчас временно отдали другому перевозчику, который работает на новой технике.
Депутаты продолжили пытать Косилова по персоналиям. Еще одна фамилия, которая была озвучена на ЗС — это некто Володин, представлющийся советником департамента и присутствующий на всех мероприятиях. Его родственники владеют фирмой, у которой есть маршруты, в частности, в Судогодском районе, добавили депутаты.
«На мероприятиях, на которых я присутствовал, данного гражданина я не видел», — парировал Косилов.
Депутат Собинского района и генеральный директор автотранспортного предприятия «Альянс — Авто плюс» Владимир Князев подверг сомнению слова главного транспортника.
«Алексей Дмитриевич сказал, что не наблюдал этого товарища. Все совещания в департаменте, на автовокзале с ассоциацией автоперевозчиков, и есть аудио и видеозаписи, вел именно господин Володин. Он был осужден, но вышел недавно. 90% нам, перевозчикам, приходится слушать его басни. Мошенничество, запугивание — это его конек».
Князев заявил, что половина перевозчиков, давно и эффективно работающих в области, неожиданно перестала соответствовать новым требованиям. Под новые правила игры попали лишь те компании, которые «фактически принадлежат либо нынешним руководителям из департамента, либо их приближенным и по счастливому стечению обстоятельств купили технику нужного класса».
На его компанию «Альянс — Авто плюс» за короткий срок от ГУП «Автовоказал» поступило сразу восемь необоснованных жалоб — и это больше, чем за 15 лет работы. Это стало формальным основанием для разрыва договора. Теперь предприятие на грани банкротства и не сможет закрыть кредиты и выплаты по лизингу. Оставшиеся маршруты не покроют расходы, поскольку они убыточны и закрывали за счет отобранных маршрутов.
Князев не верит в честность новых конкурсов, поскольку они составлены под интересы других компаний, и даже экологичные «газомоторы» сейчас не дают преимущества, их приравняли к дизелям. Он напомнил про Биганова, который отказался от «Волгабасов» и проиграл все конкурсы на маршруты.
Обращения к заместителю Сипягина Александру Байеру, который курирует это направление, остались без ответа, сообщил перевозчик.
Напомним, что Александр Байер курировал вхождение области в так называемую мусорную реформу, которая превратилась в обычный передел рынка. Похоже, ситуация на рынке пассажироперевозок получит аналогичное продолжение.