Бизнес

«Корпорация распила»: почему Белый дом ликвидировал инвестиционного монстра

Бесславный конец очередной структуры обладминистрации

6 июля департамент имущественных и земельных отношений Белого дома одобрил ликвидацию «Корпорации развития Владимирской области». Саму компанию прикрыли, а генерального директора Сергея Бородина уволили по собственному желанию. Департамент утвердил принятое 2 июля решение совета директоров корпорации, в который, кроме Бородина, входят вице-губернаторы Алексей Конышев и Лидия Смолина, директора департаментов Инна Хроменкова и Марина Новоселова, а также депутаты Заксобрания Дмитрий Рожков и Владимир Лебедев.

Причины самоликвидации «Корпорации развития» не афишируются, однако они существенны. ПроВладимир изучил, чем на самом деле занималась эта структура, для чего она создавалась и зачем ее прикрыли.

ПО ОРЛОВСКОМУ ПРИЗЫВУ

«Корпорацию развития Владимирской области» официально зарегистрировали 22 января 2014 года. Создали ее по идее губернатора Светланы Орловой, которая подсмотрела опыт других регионов. Зарегистрировать корпорацию предлагали еще Николаю Виноградову, но не сделали из-за непрозрачности подобных структур.

«Корпорация распила»: почему Белый дом ликвидировал инвестиционного монстра
Слева направо: Сергей Бородин, Алексей Марченко, Светлана Орлова, Елена Мазанько, Дмитрий Хвостов. Фото – пресс-служба АВО

Светлану Юрьевну это не смутило. Через две недели после создания корпорации она рассказала, что компания поможет местному бизнесу, а вложили в нее полмиллиарда рублей:

«Нагрузка на владимирские предприятия должна возрасти. Именно поэтому мы создали Корпорацию развития, которая призвана помогать местным производителям. В неё направлено 500 млн рублей. Через Корпорацию мы будем вкладывать средства в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты».

В июне 2015 года губернатор заявила, что создание «Корпорации развития» наладило работу с инвесторами:

«Думаю, что это работа всей моей команды, и Романа Юрьевича [Русанова], Алексея Валерьевича [Марченко], [Сергея] Бородина, создание «Корпорации». И вообще я считаю, что это огромная, очень такая серьезная работа. <…> Работа «Корпорации» сегодня очень усиливается, потому что «Корпорация» находит многих инвесторов, и инвесторы уже приходят во Владимирскую область – с которыми работает «Корпорация». Это большая работа всей администрации».

«Корпорация распила»: почему Белый дом ликвидировал инвестиционного монстра
Сергей Бородин

Структура Сергея Бородина курировала строительство «Волгабаса» (которому выделили господдержки на миллиард рублей), несостоявшиеся проекты отеля «Хилтон» во Владимире Сергея Авакяна, сухого порта, международного лагеря «Гэлэкси» в Собинском районе Александра Шамова, аэропорта в Добрынском, развитие индустриальных парков и промышленных кластеров (их количество Сергей Бородин на экономическом форуме 2015 года обещал увеличить с 5 до 17). А в 2016 году Светлана Орлова сообщила, что корпорация занялась и авиасообщением между Владимиром и Крымом:

«Что касается организации авиарейсов в Крым и на другие южные маршруты, — этот вопрос прорабатывается в «Корпорации развития Владимирской области». Точную дату начала полётов и стоимость авиабилетов по новым маршрутам на сегодняшний день пока определить невозможно. Но, эту задумку мы не убираем из своих планов».

Фактически же единственным более-менее удачным реализованным проектом «Корпорации развития» является технопарк в Камешково, хотя о результатах его деятельности судить пока рано.

ДОИЛКА БЮДЖЕТА

Если верить Светлане Орловой, изначально в корпорацию вложили более 500 млн рублей. Точно же подтвержденная сумма вложений из бюджета региона в структуру Белого дома – 104,55 млн рублей. Именно столько на сегодняшний день составляет уставной фонд компании.

Изначально администрация области планировала, что найдутся и другие инвесторы. В апреле 2014 года Светлана Юрьевна договаривалась с директором «Внешэкономбанка» о покупке части уставного капитала организации, но к соглашению прийти не удалось.

«Корпорация распила»: почему Белый дом ликвидировал инвестиционного монстра

У властей региона были большие планы на «Корпорацию развития». В 2016 году, по подсчетам Белого дома, команда Сергея Бородина должна была принести бюджету прибыль в миллион рублей при выручке в 25 миллионов. Результаты компании удручали: единственным успешным для нее стал 2015 год, когда прибыль корпорации составила 6,3 млн рублей. Остальные же периоды организация завершала с отрицательным балансом:

2014 год – убыток 6,1 млн рублей (выручка – 0);
2015 год – прибыль 6,3 млн рублей (выручка – 26,9 млн);
2016 год – убыток 5,6 млн рублей (выручка – 3,3 млн).

Итоги работы «Корпорации развития Владимирской области» в 2017 году таковы: убыток от ее деятельности составил 5,2 млн рублей (за вычетом налогов – 4,17 млн), а чистые активы оказались дешевле уставного капитала на 10,2 млн рублей. При этом за 12 месяцев компания заключила всего 7 инвестиционных проектов и поспособствовала трем концессионным соглашениям в сфере ЖКХ. Результатом работы команды Бородина стало создание лишь 50 рабочих мест, 15 публикаций в СМИ, зато план по презентациям перевыполнили вдвое: вместо 10 провели целых 20.

Корпорация оказалась не только убыточная, но и малорезультативная. Даже продвигаемые Светланой Орловой многочисленные презентации при всей их затратности (на площадку корпорации на «Территории смыслов» в прошлом году потратили 3,5 млн рублей) инвестиций не приносили.

«Корпорация распила»: почему Белый дом ликвидировал инвестиционного монстра
Сергей Бородин

БОРОДИНСКИЙ ХЛЕБ

Несмотря на это, руководству и сотрудникам «Корпорации развития» выплачивалось солидное вознаграждение. Согласно бухгалтерским и годовым отчетам, в 2015 году на оплату труда работников компании потратили 10,59 млн рублей при среднегодовой численности штата 10 человек (зарплата примерно по 90 тысяч рублей в месяц). В 2016 году на 8 сотрудников потратили 10,845 млн рублей (в среднем по 113 тысяч рублей на человека в месяц).

Лично Сергею Бородину (члену политсовета «Единой России», сын Валентины Бородиной) выплатили за четыре года 7,68 млн рублей: 46 885 рублей в 2014 году, 2,65 млн – в 2015‑м (221 тысяча рублей в месяц), 2,62 млн – в 2016‑м (218 тысяч рублей в месяц), 2,35 млн – в 2017‑м (196 тысяч рублей в месяц). То есть даже в те годы, которые корпорация заканчивала с убытком, Бородин получал солидное вознаграждение – минимум в 6 – 7 раз больше заработка среднестатистического жителя региона.

Кстати, согласно декларациям Бородина, с 2014 года его доходы увеличились в 4,5 раза. Если в год создания «Корпорации развития» он заработал всего 2,68 млн рублей, то в 2016‑м – уже 16,6 млн, а в 2017‑м – 12,1 млн рублей. Объяснить такой рост сложно. Сергей Бородин является бизнесменом и владельцем множества компаний. Но заметим, что собственник фирмы «Центрстройинвест» Александр Силаков сообщал о деньгах, которые заносились «кексам» в Белом доме. В их числе предприниматель назвал и Сергея Бородина. Силовые структуры никаких обвинений директору «Корпорации развития» не предъявляли – по крайней мере, пока.

СТАВЛЕННИК КИСЕЛЕВА

В команду корпорации входил и еще один интересный персонаж – Артем Зрянин. Согласно сайту компании, он возглавлял департамент инвестиционных и коммерческих проектов.

«Корпорация распила»: почему Белый дом ликвидировал инвестиционного монстра
Скриншот с сайта «Корпорации развития Владимирской области»

Зрянин известен владимирцам по истории, в которой был замешан спикер Заксобрания. В 2011 году Владимир Киселев ездил на работу с мигалкой на автомобиле «БМВ-750». Как установили «Владимирские ведомости», машина принадлежала Артему Зрянину.

«С семьей Зряниных Владимир Николаевич знаком давно. Мама Артема в девяностых работала учителем начальных классов, а девять лет назад имела счастье вступить в ряды партии «Единая Россия». Вскоре региональные единороссы, которых в то время возглавлял Владимир Киселев, доверили Зряниной контроль над партийной кассой, назначив ее председателем региональной контрольно-ревизионной комиссии партии «Единая Россия».

Было бы странно, если бы Артем Зрянин вдруг отказал другу своей семьи Владимиру Киселеву в предоставлении какой-нибудь машины из личного автопарка (а в гараже у юного Артема – навороченные «Лексус» и «Рэндж-Ровер», два автомобиля «БМВ» и крутой представительский «Мерседес»)», – писали «Владимирские ведомости».

«Корпорация распила»: почему Белый дом ликвидировал инвестиционного монстра
Киа Оптима 2016 года выпуска. Фото – i.ebayimg.com

«Корпорации развития» автопарк Артема Зрянина также пригодился. В 2017 году белодомовская компания арендовала у своего же сотрудника без конкурса два авто – по 350 тысяч рублей каждое (закупки 1 и 2). В 2018 году ценник снизили, и машину взяли в аренду по 315 тысяч рублей. Правда, 10 июля договор расторгли, Зрянину заплатили всего 162 тысячи рублей (аренда одного автомобиля «Киа ТФ Оптима» 2016 года выпуска обходилась по договору в 35 000 рублей). Заметим, что закупки абсолютно идентичные: в тендерах 2017 года фигурирует машина с одним регистрационным номером – О032ОО33, но закупок и договоров почему-то два. Хотя даже если Зрянин предоставил корпорации один автомобиль, он и на нем неплохо заработал.

«Корпорация распила»: почему Белый дом ликвидировал инвестиционного монстра
Артем Зрянин. фото с личной страницы ВКонтакте

Также «Корпорация развития» собиралась в 2015 году купить новенькую иномарку «Hyundai Genesis» за 2 млн рублей, но аукцион отменили. Зато в 2014 году в офисе компании провели ремонт за 3,5 млн рублей, поставили кондиционеры за 366 тысяч, технику за 454 тысячи и мебель в два приема за 1,3 млн рублей. На себе убыточная корпорация не экономила.

БАБКИНА ПОДРУГА

А теперь поясним, чем на самом деле занималась структура Белого дома и для чего, очевидно, она создавалась.

Главная отрасль, которую доверили «Корпорации развития Владимирской области», – это недропользование. Фактически в ведомство компании попала разработка всех месторождений региона, а это весьма прибыльный бизнес. Через фирмы «Владрегионресурс» и «Современные технологии», к которой мы вернемся чуть позже, корпорация влияла даже на «Ассоциацию недропользователей Владимирской области». В ее правление, кстати, входил и Сергей Бородин.

«Корпорация распила»: почему Белый дом ликвидировал инвестиционного монстра
Слева направо: Рита Шляхова, Сергей Бородин, Ольга Хохлова, Сергей Невзоров

Для контроля над рынком месторождений корпорация создала целый ряд компаний с различными долями участия – «Владрегионресурс», «Неруд-Вистера», «Соповский карьер» и «Георазвитие». Последняя организация является учредителем еще 9 фирм – «Современные технологии», «Карьероуправление «Близнино», «Владгеоресурс», «Недраресурс» (ликвидирована), «Дилижанс», «ИБС Группа», «Геопроект», «М‑Неруд» и «Скрипинбург». Все эти структуры разрабатывают недра. Вдобавок, по планам корпорации, инвестиции в компанию «Георазвитие» и дочерние фирмы за несколько лет должны были превысить 905 млн рублей. При этом 0,1% этого предприятия принадлежит Артему Зрянину.

Подконтрольные корпорации компании получили в разработку карьеры общей площадью 3247 га. Так, ООО «ИБС Группа» осваивает месторождение «Хорошего» площадью 1700 га, предполагаемый объем инвестиций – 180 млн рублей. «Корпорация развития» владеет долей в 15%, а 21,25% принадлежит некой Ирине Борисовне Триупф (ранее Ирина Борисовна Иванова). Этого человека ПроВладимир уже упоминал в расследовании про бизнес-интересы семьи Надежды Бабкиной в регионе-33.

Ирина Триупф-Иванова была учредителем созданной в 2014 году компании «Владстройресурс» – среди прочего она также могла заниматься добычей железных руд. Фирма просуществовала всего полтора года: в августе 2015-го ее ликвидировали. Первыми владельцами предприятия были Ольга Колесник и Лариса Суханова. Обе – соратницы Надежды Бабкиной по дачному некоммерческому партнерству «Аштар», «Фонду поддержки деятелей культуры», благотворительному фонду «Народная певчая культура» и ныне закрытому ЗАО «Анб Сибконтакт Инвест». Суханова на момент расследования также работала замдиректора театра Бабкиной «Русская песня», а ранее этот пост занимала Колесник.

«Корпорация распила»: почему Белый дом ликвидировал инвестиционного монстра
Светлана Орлова и Надежда Бабкина. Фото – пресс-служба ЗС

Еще одна интересная деталь: именно Лариса Суханова подписывала письмо губернатору Светлане Орловой с просьбой присвоить Надежде Бабкиной звание «Почетный гражданин Владимирской области».

Получается так, что «Корпорация развития» с самого начала была связана с довольно сомнительной историей дружеско-семейного бизнеса Надежды Бабкиной. Подконтрольные приближенным к областной власти фирмы получали месторождения, из которых без особых усилий и вложений можно было вычерпывать народные богатства. Взамен Белый дом получал лояльность и поддержку на выборах.

МАЛЕНЬКИЙ ПАРТИЙНЫЙ БИЗНЕС

Вернемся к компании «Современные технологии», которая на 20% принадлежит «Корпорации развития». Фактически это совместный бизнес Белого дома и либерал-демократов. Фирма создана 22 сентября 2014 года. Ее гендиректором сначала был региональный координатор ЛДПР Илья Потапов, затем стал депутат Заксобрания от ЛДПР Андрей Щетков. Ему же принадлежит доля в 40% компании.

photo 2017 03 28 14 13 53

Как несложно догадаться, предприятие также разрабатывает недра. 24 декабря 2014 года и.о. губернатора Алексей Конышев выделил «Современным технологиям» месторождение «Лукьянцево» в Александровском районе площадью 637 га. Предполагаемый объем инвестиций – 200 млн рублей. А 7 июля 2015 года компании ЛДПР и обладминистрации продлили срок пользования карьером до 7 июля 2025 года.

Получается, от воли губернатора теперь зависит благосостояние депутатов ЛДПР, потому и напускная оппозиционность либерал-демократов вызывает большие сомнения. Кстати, «соколы Жириновского» попытались доказать обратное в суде, но процесс ПроВладимиру они проиграли.

ГУБЕРНАТОРСКИЙ МУСОР

Конечно, рынок месторождений – не самый большой и суперприбыльный, тем более что на нем множество игроков, которые просто воруют недра, действуя безо всякой лицензии. Изначально «Корпорации развития» доверили гораздо более важную сферу – обращения с отходами.

В октябре 2014 года корпорация создала компанию «Региональный системный оператор». Именно эта фирма подгребает под себя весь мусорный рынок Владимирской области. Предприятие учредило несколько компаний со схожими названиями – «Вторресурс», «Вторресурс Александров», «Вторресурс Вязники», «Вторресурс Гусь-Хрустальный» и «Вторресурс Ковров». Минимум в четырех районах области – Гусь-Хрустальном, Вязниковском, Ковровском и Муромском – действовали станции перегрузки мусора с элементами сортировки, в проекте были объекты в Меленковском, Гороховецком и других районах. Фактически «РСО» выступал как надсмотрщик и одновременно как посредник между населением и полигонами, получая с мусора как легальную, так и нелегальную прибыль.

rso
Скриншот с сайта vladrso.ru

Что касается нелегального заработка, то его лишь в прошлом году раскрыли следственные органы. Силовики установили, что компания «Вторресурс Гусь-Хрустальный» с середины 2014-го до февраля 2016-го года вместо вывоза мусора на Марьинский полигон сваливала отходы у деревни Никулино Камешковского района. Фирма вызвалась рекультивировать закрытую свалку, но в итоге бесплатно утилизировала там ТБО. За полтора года туда отправилось 28 299 тонн мусора, а навар составил 91 млн рублей. Обман вскрылся из-за пожара у деревни Никулино в августе 2017 года.

А вот и первая изюминка этой истории. Вплоть до 26 июля 2016 года ООО «Вторресурс Гусь-Хрустальный» фактически через «Корпорацию развития» и «РСО» принадлежало администрации Владимирской области. То есть чужими руками Белый дом отравлял экологию региона. Лишь в середине 2016 года корпорация Бородина продала «РСО» всего за 100 тысяч рублей.

Вторая изюминка еще лучше: возглавлял «РСО» Александр Катков – советник губернатора Светланы Орловой. А до приезда Светланы Юрьевны в регион Катков трудился советником зампреда Совета Федерации, т.е. во Владимирской области он появился благодаря хозяйке Белого дома. Так что именно под Каткова (скорее всего, он был лишь помощником в удовлетворении интересов более значимых фигур) и стали переделывать мусорный рынок региона. В какой-то момент концепция изменилась, и у «Корпорации развития» отрасль отобрали. Она перешла под кураторство замгубернатора Лидии Смолиной, которая теперь привлекает в область аффилированные с московскими «шишками» мусорные компании – «РТ-Инвест» (дочка «Ростеха»), ООО «Хартия» (совладельцем через ООО «Экогрупп» является сын генпрокурора РФ Игорь Чайка) и другие.

1 27 4
Увольняемые сотрудники «Автоприбора»

Ну и последнее. Тот же советник губернатора Александр Катков при поддержке «Корпорации развития» должен был спасти «Автоприбор» от закрытия и его сотрудников от увольнения. 22 декабря 2014 года было создано ООО «Владимирский индустриальный парк» («ВИП»), учредителями которого выступили «РСО» (а через него и корпорацию – Белый дом) и «Техника-17» (учредители компании также владеют «Спецтехавто»). В 2015 году областные власти заговорили о переформатировании «Автоприбора» и создании на его площадках индустриального парка. Собственно, «ВИП» должен был найти резидентов для свободных 85 000 кв.м цехов. Но в итоге из названных тогда предполагаемых инвесторов на завод не зашли ни «КАМАЗ», ни «Волгабас» (Светлана Орлова называла эти компании спасителями «Автоприбора»). Работники владимирского предприятия по-прежнему находятся под угрозой увольнения.

ИТОГ

Ликвидация «Корпорации развития Владимирской области» говорит, прежде всего, о крахе показушно-декларационной политики Белого дома. Говорилось много, обещалось много, презентаций устраивалось много, а в итоге – бесславный конец и бестолковый отчет об убытках и нереализованных проектах.

Хотя, как показывает деятельность корпорации, которая не афишировалась, громкие проекты создавались лишь для отвода глаз. Сотрудники белодомовской компании неплохо зарабатывали на ней, а приближенные к власти структуры – реализовывали через эту организацию свои бизнес-планы, деля рынки мусора и недр. Фактически корпорация существовала если не для отмывания денег, то для грамотного «распила» активов Владимирской области уж точно. Да и нужные инвесторы могли отстегивать «кексам» за их лояльность и содействие.

«Корпорация распила»: почему Белый дом ликвидировал инвестиционного монстра
Светлана Орлова со свитой. Фото – пресс-служба АВО

Зачем же «Корпорацию развития» ликвидировали? Возможно, на сцене просто появились более весомые игроки, которым прослойка в виде белодомовской структуры не нужна.Также это может быть связано с готовящимися уголовными делами в отношении руководства корпорации. Вспомните, как Дмитрий Хвостов и Сергей Кошелев покинули администрацию области, а Виктор Шляхов ушел с комбината «Тепличный» накануне ареста. Возможно, тихий уход Сергея Бородина также небеспричинен. Так это или нет, покажет время.

Back to top button