Шамов о взятках Хвостову: «Я в жизни не испытывал большего стыда»
Строитель не считает бывшего зама Орловой «мошенником»
Сегодня в Ленинском районном суде прошло очередное заседание по уголовным делам в отношении бывшего вице-губернатора по строительству Дмитрия Хвостова. На нем со свидетельскими показаниями выступили известный застройщик Александр Шамов и – после казуса с явкой – замначальника городского управления строительства Елена Солоухина. Они озвучили немало интересных деталей преступных деяний, в которых обвиняют экс-зама Светланы Орловой.
Пересказывать в очередной раз, кто и за что, по версии следствия, давал взятки Хвостову, мы не будем. Это вы можете прочитать в материалах:
Взятки Хвостову давали известные владимирские строители
Личная помощница Орловой и депутат Курышев участвовали во взятках Хвостову?
«Приветы не приходили?» – «Литр уже есть». ФСБ прослушивала разговоры Хвостова о взятках
Гораздо интереснее мотивы застройщиков, которые с помощью коррупционных схем решали проблемы своего бизнеса. Александра Шамова, который, по его собственным подсчетам, «одарил» Хвостова 18 миллионами рублей, на преступный путь толкнула администрация города Владимира. По словам предпринимателя, сити-менеджер Андрей Шохин и его подчиненные «всячески затягивали решение вопросов» строительства и ввода домов в Веризино, обосновывая отказы в выдаче документов «надуманными нарушениями».
«Проблемы в Веризино возникали регулярно в силу противодействия местных властей. Я бы не стал называть причины, но это вызывало определенные трудности, колоссальные трудности – с выдачей разрешений на строительство и вводом домов в эксплуатацию.
Заместители Шохина всячески затягивали решение вопросов. Имея возможности затягивать в рамках собственно своих обязанностей данные вопросы, не то чтобы даже затягивать, а препятствовать их решению, они регулярно это делали», – рассказал Шамов на суде.
Причины такого поведения городских чиновников застройщик объяснять не стал, лишь намекнув гособвинителю, что, возможно, тот в будущем – в рамках другого процесса – их раскроет.
Не найдя общий язык с Шохиным, владелец «Консоли» обратился за помощью к Хвостову. Они познакомились не без помощи ныне осужденного депутата Заксобрания Сергея Курышева – «доверенного человека Хвостова». В будущем вице-губернаторе Александр Шамов сразу разглядел человека, который готов «брать на лапу». Дорогая одежда и аксессуары, привычки богатых – все это проявлялось не только в работе.
«Хвостов внешне позиционировал себя состоятельным человеком, у него были дорогие часы, дорогие костюмы. Из внешнего вида было понятно, что Хвостов, будучи должностным лицом, готов к получению незаконного денежного вознаграждения за способствование принятию решений другими должностными лицами администрации города и области.
Впоследствии мы с Хвостовым посещали ресторан «Vania» в гостинице «Клязьма». Там присутствовал Давидов [Виталий, главный строитель города, а потом и области], могли быть другие люди, в том числе Кузнецова [Олеся, личная помощница губернатора]. Обычно Хвостов сильно выпивал, при этом вел себя, как барин», – говорилось в протоколе допроса Шамова.
Хвостов разделял не только заботы застройщика. Со слов Шамова, зам Орловой считал, что «в администрации города работают одни коррупционеры», и поэтому решил навести в строительной отрасли порядок. Сделать это, по мнению владельца «Консоли», удалось: вице-губернатор показал, что «пришла новая власть» со своими подходами и что сам Хвостов «имеет карт-бланш для наведения порядка с точки зрения новой власти».
На суде Александр Шамов признался: практически все документы, которые он получил в мэрии за последние годы по микрорайону Веризино, были выданы при содействии Дмитрия Хвостова. За это строитель благодарил чиновника деньгами. Способы и механизмы были разные. Например, в какой-то момент владельцу «Консоли» и «Вертикали» сказали выплачивать заму Орловой по 2700 рублей с каждого проданного квадратного метра жилья в Веризино и микрорайоне «Новая Слобода» в Муроме. Т.е. владимирцы, покупая квартиру в 40 «квадратов», 108 тысяч фактически, исходя из слов Шамова, перечисляли заму Орловой. Но застройщик не жаловался, поскольку считал это «вознаграждением за доблестный труд, выходящий за рамки служебных обязанностей».
Единственное, что не удалось решить Хвостову, – так это вопрос с детским садом в Веризино. За включение объекта в федеральную программу застройщик заплатил 1,4 млн рублей, однако объект до сих пор не появился. Вину за это Александр Шамов не возлагает на бывшего вице-губернатора.
«Я не считаю Дмитрия Анатольевича мошенником. Он всячески старался решить этот вопрос. Возможности мне его не известны до сих пор, но демонстрировал он их надлежащим образом, очень величественно. Информировал, что этой проблемой усиленно занимался, и он надеется на ее решение. Департамент направлял заявку в профильное министерство. Чего там не получилось наверху, я не знаю, я там не работаю. Дмитрий Анатольевич старался все-таки свои обязанности выполнять, в отличие от многих», – заявил Шамов.
Лично заму Орловой застройщик деньги не передавал – разве что дарил ему «бутылку вискаря». В конспиративных квартирах они также не встречались. Расчеты производились через уже признанного виновным Игоря Козырского. В какой-то момент на него и его родственников, помимо квартиры на улице Мира, даже оформили два договора долевого участия на квартиры в строящихся домах. Позже сделку расторгли.
Также Козырского включили в состав учредителей «Вертикали» с долей в 30%. Фактически он являлся совладельцем всей принадлежащей фирме земли общей стоимостью в миллиард рублей, и если бы посредник во взятках потребовал свою долю, то мгновенно бы обогатился на 300 миллионов. Вышел же Игорь Козырский из «Вертикали» с отступными в миллион рублей.
Почему же Александр Шамов сам написал явку с повинной? По его словам – из-за стыда. Дачу взяток застройщик выставил как вынужденную меру, а дачу показаний объяснил соображениями совести.
«Опять же вопрос приоритетности. Одно дело – тебе наносят ущерб, который позволяет тебе работать дальше, другое дело – ты просто встанешь, разоришься и оставишь обманутых дольщиков, что я в принципе не приемлю. Я не могу себе даже представить. Другого пути для меня не было.
Эта ситуация меня страшно тяготила, потому что я понимал не то что правовые последствия, а всячески переживал по этому поводу, потому что я против подобных вещей. Я в жизни не испытывал большего стыда», – завершил Шамов.
Верить ли мотивировкам известного строителя или нет – вопрос спорный. Рассмотрение дела Дмитрия Хвостова продолжится завтра.