Застройщик улицы Северной затянул расселение хибар
Жителей кормят обещаниями и просят подождать еще год
Жителей квартала вдоль улицы Северной города Владимира вновь кормят «завтраками». Еще несколько лет назад их обещали расселить, в прошлом году даже обозначили конкретные сроки – июнь 2018 года, но на дворе уже сентябрь, а они по-прежнему живут в своих хибарах. И сейчас им предлагают подождать еще минимум год, а то и восемь лет, чтобы их уж точно расселили.
Кварталы вдоль улицы Северной, от промзоны до улицы Почаевской, городские власти собирались обновить по программе «Развитие застроенных территорий». Дома там старые и ветхие. В основном, это деревянные бараки, которые строились в 20 – 40‑е годы прошлого века. Соответственно, часть домов уже признана аварийными. А поскольку у государства на новые квартиры для жителей денег нет, в Оранжевом доме и придумали возложить эту ответственность на застройщика. Тот и дома недалеко от центра города возведет, и жителям поможет.
Территорию разделили на пять кварталов и начали застраивать. Участки выставили на аукцион. В итоге шанс возвести многоэтажки выпал группе взаимосвязанных компаний, в которую входят в том числе «Владзастройщик» и УК «Стройком» (ныне «Специализированный застройщик Стройком»). Эти фирмы известны владимирцам строительством домов на улице Кулибина, которое вызвало много вопросов у местных жителей.
Сначала «УК Стройком» взялась за многоэтажку на улице Полины Осипенко. Работы проводились в непосредственной близости к аварийным домам. В частности, дом №26 по улице Полины Осипенко признали негодным для жилья еще в 2014 году и обещали расселить к 2020-му. Однако по-прежнему там в 15 квартирах живут 53 человека.
Местные жители еще в 2015 году жаловались и городским, и областным властям на ужасающее состояние собственного дома. Здание буквально трещит по швам. Единственное, что его удерживает от обрушения, – это железные балки, которыми стянули трещины.
2 декабря 2015 года граждане устроили экскурсию для журналистов по собственному дому. Вместе с прессой к жителям подъехали ЛДПРовцы. Либерал-демократы во главе с депутатом Заксобрания Владимиром Сипягиным знатно попиарились на теме аварийного жилья. Сначала они устроили театрализованный пикет в Центральном парке, затем развернули плакатики у самого дома №26.
Сипягин ходил по этажам и квартирам, показывал журналистам документы и на камеры пообещал добиться скорейшего расселения жителей. Однако на пиаре дело и закончилось. Почти за три года в аварийном доме ничего не изменилось, разве что на стенах появились новые трещины и новые балки.
Следующую многоэтажку стали строить на улице Крупской. Публичные слушания по развитию этого квартала, ограниченного улицами Северной, Крупской, Фейгина и 1‑й Пионерской, прошли 13 апреля 2016 года. На этом участке целых 10 хибар. По-другому их назвать нельзя. К примеру, в доме №20 по улице Фейгина 1928 года постройки нет ни горячей воды, ни газа, ни ванн. Жильцам приходится мыться, отгородившись шторкой.
Все 10 домов представители «Владзастройщика» обещали расселить. Взамен компания возведет в три этапа несколько многоэтажек на 1440 жителей. Уже тогда проживающие в этом квартале владимирцы с недоверием отнеслись к планам застройщика, но в мэрии обеспокоенность граждан не разделили и 9 июня 2016 года утвердили проект планировки территории.
Дальше последовала эпопея обещаний. Прошел год, но никакого расселения не началось. Многодетная мать Светлана Шмелева, проживающая на Фейгина, 20, в июне 2017-го обратилась в мэрию с вопросом, когда же им предоставят новое жилье. Замглавы администрации города Сергей Сысуев 19 июня 2017 года ответил:
«По информации, полученной от ООО «Владзастройщик», общество планирует передать в муниципальную собственность жилого фонда квартиры в строящемся многоквартирном доме по адресу: г. Владимир, ул. Кулибина, д. 14, 16. Одну из квартир в этом доме планируется предоставить вам и членам вашей семьи в установленном порядке. Для сведения, сообщаем вам, что ввод в эксплуатацию вышеуказанного жилого дома планируется в сентябре-октябре 2017 года».
Через месяц, 17 июля, женщины пикетировали Белый дом по тому же вопросу. Тогда подчиненные Андрея Шохина срочно собрали совещание и вновь пообещали всех быстро расселить.
27 июля Светлана Шмелева выступила на горсовете. Она призвала депутатов «не просто так ручки поднимать», а реально решать проблемы, вникая в каждый вопрос, в том числе и с развитием застроенных территорий. Также многодетная мать предупредила нардепов, что их расселять никто не собирается:
«Я тогда еще сказала, что потом будет: денег нет, кризис и все, как и было. Вот буквально недавно встречались с этим застройщиком, он уже озвучил эту фразу: «Ну вы же понимаете, сейчас время такое, кризис и т.д.». Это он нам объяснял, почему нас не расселяют. Так почему когда жители изначально были против, и одной из причин это озвучивалось, почему к нам не прислушались?».
В сентябре-октябре 2017 года Светлана Шмелева обещанное жилье не получила. 18 октября Сергей Сысуев направил местным жителям новый ответ с новым сроком расселения – 30 июня 2018 года. Такие сведения мэрия получила от ООО «Владзастройщик».
Прошел еще год, а воз и ныне там. 25 июля 2018-го Оранжевый дом подал на компанию в суд с требованием исполнить обязательства по договору. Предварительное заседание прошло 5 сентября. Выяснилось, что речь идет о расселении не 10 домов, а всего одного – №1/70 по улице Крупской, который признали аварийным в 2016 году и обещали расселить к 2022-му. Там в 7 квартирах живут 29 человек, причем собственниками они не являются. Город сдает им жилье по договорам социального найма. Соответственно, обязательства застройщик несет не перед жителями, а перед муниципалитетом.
На суде представитель мэрии заявила, что передать квартиры компания обязалась за 24 месяца со дня утверждения проекта планировки застроенной территории, т.е. к 9 июня 2018 года. Всего же муниципалитет должен получить тысячу квадратных метров жилья, хотя пока городу передали лишь 2 – 3 квартиры.
«Владзастройщик» с претензиями мэрии согласился, но заявил, что прямо сейчас расселить дом №1/70 по улице Крупской не может, поскольку якобы не обладает квартирами необходимой площади. При этом компания может приобрести для граждан и вторичное жилье, и жилье у других застройщиков, лишь бы оно было в черте города Владимира. «Владзастройщик» предложил мэрии и, соответственно, жителям аварийного дома подождать до 3‑го квартала 2019 года, когда новостройку на улице Крупской сдадут. Формальный же срок исполнения договора, по мнению фирмы, – 31 декабря 2019 года, а то и июнь 2020-го.
Что же касается остальных домов, то, по мнению застройщика, их должны расселить в течение всего срока реализации проекта, за 120 месяцев – т.е. к 2026 году. На каждый этап отводится по четыре года. На сегодняшний день, по словам представителя компании, расселено 10% жителей. Всего же, по программе развития застроенных территорий, фирме необходимо передать 79 квартир.
«Мы не можем сразу всех взять и расселить», – объяснил на суде представитель «Владзастройщика».
Также ответчик заявил о том, что предоставить гражданам новые квартиры ему помешало изменение федерального законодательства – якобы это стало обстоятельством непреодолимой силы. Сейчас «Владзастройщик» через суд намерен обязать мэрию продлить ему разрешение на пользование землей в этом квартале. Тогда можно будет и дальше оттягивать сроки расселения граждан. Арбитражный суд, с учетом позиции сторон, предложил заключить им мировое соглашение.
Местные жители опасаются, что в итоге может произойти следующее: застройщик возведет все три дома или остановится на одном, но свою выгоду, безусловно, извлечет. А когда наступит время исполнить обязательства перед городом и жителями – компания объявит о банкротстве, и владимирцы останутся ни с чем. Но ведь если бы у застройщика не было денег, то он вряд ли бы мог строить многоэтажку? Стало быть, фирма просто не собирается никого расселять, делают вывод граждане.
При этом нельзя сказать, что все жители квартала остались не у дел. Три дома по улице Фейгина – №17, 19 и 21 – уже расселены. По информации Светланы Шмелевой, собственникам выдали по 2 млн рублей на новые квартиры. Освободившиеся здания еще не снесли, пока что в них лишь заколотили окна и двери.
Во всей этой ситуации непонятной остается позиция владимирской мэрии. История напоминает те, что рассказывают на суде по делу Хвостова: застройщик захотел возвести дома, но не собирается тратиться на социальные нужды, и кулуарно этот вопрос решается – разумеется, небесплатно, но дешевле, чем того требует закон. Вот и здесь сити-менеджера Андрея Шохина в очередной раз, что называется, проверяют «на вшивость»: если в договоре с застройщиком прописаны конкретные сроки расселения, то администрация города обязана добиваться их исполнения, а до тех пор не выдавать компании новые разрешения на строительство. Иначе владимирцев так и будут кормить обещаниями, а в итоге оставят с носом.