«Владимирпассажиртранс» расплатился за орловские «Волгабасы»
Сколько автобусов осталось в строю – неизвестно
12 мая истек срок выплат по лизингу 20 «Волгабасов», приобретенных в 2014 году «Владимирпассажиртрансом». За газомоторные автобусы муниципальный перевозчик в течение пяти лет выплатил 238,88 млн рублей. В мэрии подтвердили ПроВладимиру, что долг перед «Межрегиональной лизинговой компанией» («МЛК») предприятие погасило полностью, вот только произошло это ценой одного депо, вливаний из бюджета на сотни миллионов рублей и угрозы банкротства сразу двух городских компаний – «Владимирпассажиртранса» и «Владимирводоканала», выступившего поручителем по договору.
Приобретение «Волгабасов» продвигала экс-губернатор Светлана Орлова. По всей видимости, эта сделка стала условием или приложением к договору о строительстве во Владимирской области завода по производству автобусов. С его запуском также было много проблем, да и сегодня к работе предприятия возникают вопросы.
В 2014 году «Владимирпассажиртранс» приобрел 20 газомоторов. Стоимость автобусов составляла 150 млн рублей (по 7,5 млн за «Волгабас»), однако предприятие по договору лизинга должно было переплатить порядка 90 млн рублей. Ежемесячные выплаты составляли около 4 млн.
Вскоре компания начала копить долги по кредиту и едва не оказалась на грани банкротства. В 2015 – 2016 годы «МЛК» неоднократно подавала в суд на «Владимирпассажиртранс» и «Владимирводоканал», дабы взыскать задолженность. Чтобы совсем не закрыться, перевозчик в конце 2015-го отказался от депо на улице Гастелло и стал экономить на сотрудниках и автопарке. Сокращения шли по всем фронтам. Так, буквально за два года количество троллейбусов «Владимирпассажиртранса» уменьшилось на 31 единицу – со 108 до 77 машин. Однако это помогло не слишком, ведь взамен старым долгам пришли новые – уже за электричество. К 2017 году они достигли около 40 млн рублей.
Все это заставило администрацию города Владимира напрямую погашать долги предприятия из бюджета. В 2016 – 2018 годы помощь «Владимирпассажиртрансу» из казны составила почти 265 млн рублей, на которые можно было построить минимум три детских сада. Благодаря этому сегодня городские власти заявляют, что компания выкарабкивается из кризиса.
Итак, контракт по лизингу 20 «Волгабасов» закрыт, вот только все эти годы «Владимирпассажиртранс» расплачивался в том числе за уже сломавшиеся и не подлежащие ремонту машины. Буквально в течение года эксплуатации у девяти новых автобусов обнаружились серьезные проблемы с двигателями. Перевозчик даже пытался через суд добиться хотя бы гарантийного ремонта газомоторов и взыскать с производителя убытки в 19 млн рублей, но тщетно. Позже в мэрии признали, что половина «Волгабасов» оказалась с браком.
Проблемы с «Волгабасами» признавали и городские, и областные власти, однако никто пока так и не ответил за заключение убыточного для бюджета и муниципального предприятия договора. На вопрос, поставили ли во Владимир новые газомоторы, либо же оставшиеся от других, не реализованных контрактов, также ответа нет. Например, в 2012 году производителю «Волгабасов» Алексею Бакулину не удалось сплавить технику в Москву. Столичные власти при осмотре машин нашли в них многочисленные недостатки и брак. Более того, как указывалось в суде, ревизорам, по всей видимости, показывали «одни и те же автобусы с заменой табличек с указанием заводского номера», т.е. налицо был мухлеж.
Но даже несмотря на весь негативный шлейф вокруг «Волгабасов» и жалобы из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Волгограда и других городов на качество автобусов, владимирские власти поддались влиянию Орловой и купили газомоторы. За что весь город и поплатился. Сейчас часть орловских «Волгабасов» стоит на приколе вдоль забора депо на улице Ново-Ямской, словно мертвый груз, едва не потопивший муниципального перевозчика.