Заливное от губернатора №15: что скрывает завод «Волгабас»?
У предприятия – большие проблемы с исполнением обещаний
30 августа открытый в конце декабря 2017 года завод «Волгабас» организовал на своей базе конференцию транспортников. На предприятие в Собинском районе приехали не только бизнесмены, но и журналисты. Правда, корреспондентов ПроВладимира на мероприятие по неизвестной причине не аккредитовали. Более того, нашему СМИ даже приглашение не присылали, а на вопрос о возможности участия в экскурсии по заводу последовал ответ пресс-службы компании «Бакулин Моторс Групп» («БМГ», ранее – ГК «Волгабас»):
«Здравствуйте. Вы не аккредитованы, т.к. вашего агентства нет в утвержденном списке приглашенных СМИ».
Такая позиция руководства предприятия объяснима. С самого начала история появления во Владимирской области «стратегического инвестора» – группы компаний «Волгабас» и гендиректора «БМГ» Алексея Бакулина – была сомнительной. Купленные Владимиром газомоторы этого производителя оказались некачественные. Вдобавок прошлое инвестора вызывало множество вопросов, ведь за последние годы бизнес-клан Бакулиных поучаствовал в банкротстве девяти своих компаний, в том числе довольно крупных.
Это вызывало опасения, что транспортный бизнес ведется не вполне честно, а все громкие проекты Алексея Бакулина, типа хваленой беспилотной «Матрешки», – всего лишь способ получения бюджетного финансирования на сотни миллионов, а то и миллиарды рублей. Хайп ради наживы. Да и затягивание открытия владимирского завода, который должны были запустить еще в начале 2015 года, оптимизма не вселяло.
Обо всем этом ПроВладимир рассказывал честно и без прикрас. В январе 2017 года мы опубликовали расследование «Миллиард для «Волгабаса»: «стратегический инвестор» с темным прошлым и непонятным будущим», в котором поведали о прошлом и настоящем автобусной империи. А на экономическом форуме в 2018 году ПроВладимир попытался узнать у Алексея Бакулина, сколько же на самом деле производится автобусов на предприятии в Собинском районе, но, кроме троллинга, в ответ ничего не услышал.
И вот теперь для ПроВладимира закрыли двери на новенький завод, поэтому о том, что там на самом деле происходит, нам приходится судить из материалов коллег. Мы изучили все репортажи с предприятия – как провластных, так и независимых СМИ, а заодно сопоставили данные с теми обещаниями, которые ранее давала губернатор Светлана Орлова и ее подчиненные. В итоге обнаружилось множество несоответствий между словами и делами.
95 АВТОБУСОВ ВМЕСТО 1000
На презентацию владимирского предприятия вместо Алексея Бакулина приехал его отец, глава автобусной империи Анатолий Бакулин. Компанию ему составил вице-губернатор Алексей Конышев, который развеял слухи, что «это и не завод вовсе», и, как пишет «Зебра-ТВ», назвал «Волгабас» «одним из лучших заводов в Европе» с большим будущим.
Что отметили практически все издания – так это чехарду с цифрами. «Призыв» пишет:
«Официально сообщается о выпуске 30 инновационных электробусов. Но кем они куплены и где ездят, непонятно. Все руководители завода и холдинга, которые общались с прессой, говорили противоречивую информацию. Ни у кого не сошлись цифры по производственным мощностям, выпуску готовой продукции и закупкам автобусов перевозчиками».
«Зебра-ТВ» уточняет цифры: по данным завода, кроме 30 электробусов, якобы было выпущено 55 газомоторов и 10 дизельных автобусов общей стоимостью в 1,1 млрд рублей (по 11,5 млн рублей на машину). А вот Алексей Конышев сообщил, что газомоторов сделали 60, а электробусов – 35.
Акцентируем внимание на двух деталях. Во-первых, производитель ради своего престижа может выдавать любые, в том числе нереальные цифры, и снабжать ими не только СМИ, но и органы власти. Во-вторых, позже на экскурсии выяснилось, что, в основном, на заводе в Собинском районе производят не готовые автобусы, а комплектующие, которые увозят за 900 км на предприятие в Волгоградскую область. Получается очень затратная логистика, объяснимая разве что тем, что бешеной собаке семь верст не крюк. Даже шасси в Собинском районе не производят, а только детали для них. Также там варят и красят кузова, а затем детали отправляют в Волжский.
Но самое интересное, что при открытии завода заявлялось, что мощности первой очереди позволят выпускать до 1000 автобусов в год, а впоследствии объемы продукции доведут до 5000, а то и до 9000 автобусов. Именно такая цифра значилась в официальном релизе департамента инвестиций обладминистрации:
«Ядро нового завода во Владимирской области – высокотехнологичное производство автотранспортных средств, которое сможет выпускать до 9000 единиц транспортных средств в год».
Об этом же по итогам экскурсии написали белодомовские «Владимирские ведомости», что руководство «Волгабаса» ставит задачу «в перспективе собирать на владимирском заводе до 1000 автобусов в год». Анатолий Бакулин же фактически заявил, что, оказывается, мощности, о которых шла речь на открытии предприятия в декабре 2017 года, имелись в виду совместные двух заводов, во Владимире и в Волгограде:
«Я вам говорю, сегодня мы работаем двумя площадками на один автобус. И еще раз повторяю, сегодня нет такого, чтобы без владимирского вот этого завода что-то произошло в Волжском. А объем я вам сказал: наши мощности нам сегодня позволяют делать более тысячи автобусов в год. Мы сегодня не делимся и работаем по кооперации. И можно сказать, что Волжский сегодня не может без Владимира, а Владимир не может без Волжского».
То есть население региона-33, получается, обманули. На фабрике в Собинском районе за полгода произвели лишь 95 автобусов (ну или только комплектующих к ним). Ранее Алексей Конышев заявлял, что до конца года соберут еще 200 машин. Но это никак не тысяча транспортных средств, которые обещались в конце 2017 года, и даже не треть от этой цифры.
КИТАЙСКИЕ ДЕТАЛИ ВМЕСТО 80% ЛОКАЛИЗАЦИИ
Еще одно «заливное» касалось уровня локализации производства. 29 декабря 2016 года Светлана Орлова обещала, что до 80% новых автобусов будет собираться из владимирских деталей:
«Я думаю, вы уже убедились: все, что мы заявляем, мы стараемся делать. И «Волгабас» – завод будет сдан в 2017 году. Сейчас там мы решаем вопросы по газу. Они получили поддержку из Фонда промышленности. Это очень серьезное будет предприятие. И надеюсь, что кооперация и локализация будет до 80%, как мы задачу ставим».
Подобные цифры звучали и в других выступлениях главы региона. 13 апреля 2016 года в инжиниринговом центре ВлГУ Орлова и вовсе заявила о «локализации под 90%».
А вот реальность: на экскурсии по «Волгабасу» руководство компании обозначить локализацию производства так и не смогло или постеснялось столь незначительных цифр. Якобы предприятие сотрудничает примерно с 20 владимирскими компаниями, поставляющими стекла или электропроводку, зато вся начинка автобусов – включая двигатель, коробку передач, мосты-оси и прочее – импортная и производится, например, в Китае. Именно поэтому проданные Владимиру «Волгабасы» практически невозможно отремонтировать, ведь получить новые детали крайне затруднительно. И это несмотря на сервис, который обещал Анатолий Бакулин.
«Первые машины на газомоторном топливе мы поставляли во Владимирскую область. Это были, конечно, проблемные машины. Да, проблема была, но мы ее сняли. И именно здесь – на владимирском заводе — у нас сегодня рождается очень хорошая служба сервиса. И если раньше этого не было, то сегодня мы сопровождаем каждую машину. У нас есть в элементах диагностики такая аппаратура, которая показывает, как она эксплуатируется. И здесь [во Владимирскую область] мы поставили где-то порядка 80 автобусов», – цитирует транспортника «Зебра-ТВ».
Возвращаясь к локализации, заметим, что компания Бакулина уже проявила себя как не слишком надежный партнер. Если верить поданным в арбитражный суд искам, фирмы, с которыми сотрудничало «БМГ», «кинули» на деньги. Только предприятия из Владимирской области – «Кольчугэнергострой М», «Цифровые технологии» (1 и 2) и «Техноавиа-Владимир» – взыскивают с «БМГ» более 3 млн рублей. Еще пять компаний предъявили требования более чем на 8,7 млн рублей, а ТД «Тракт» и ООО «Вита-МСК» 16 июля даже подали иск о банкротстве «БМГ». Заявление пока оставлено без движения до 20 сентября.
Так что, кажется, сотрудничество с производителем газомоторов финансово рискованно. Возможно, и хорошо, что «Волгабас» не зашел на площадку «Автоприбора», как ранее обещала Светлана Орлова.
СОТРУДНИКИ И ЗАРПЛАТА
Что касается рабочих владимирского завода. По официальным данным, на «Волгабас» трудоустроили 415 человек, а их средняя зарплата – 48 410 рублей, сообщила пресс-служба «БМГ». Любопытно, что ранее Светлана Орлова обещала зарплату на «Волгабасе» «под 30 тысяч», а на момент открытия на предприятии трудились 286 человек. Всего же Белый дом обещал создать от 650 до 1000 «высокопроизводительных рабочих мест».
Допустим, что, когда предприятие все-таки выйдет на полную мощность, обещание по численности персонала исполнится. А вот средняя зарплата на «Волгабасе» вызывает сомнение. В интернете можно посмотреть вакансии, которые предлагает «БМГ». Зарплата почти всех рабочих ограничена 30 тысячами рублей. Лишь инженер-конструктор 1 категории сможет получить на руки от 45 тысяч. Больше других – от 50 и 65 тысяч рублей – также зарабатывают IT-специалисты. Остальным же предлагают скромные деньги:
Слесарь механосборочных работ – до 25 000 руб. на руки;
Маляр – до 25 000 руб. на руки;
Специалист по противопожарной профилактике – от 27 000 руб. на руки;
Бухгалтер по расчету заработной платы – до 30 000 руб. на руки;
Электросварщик (3 – 4 разряд) – до 30 000 руб. на руки;
Специалист по закупкам, менеджер по снабжению – от 25 000 до 35 000 руб. на руки.
Опять же проверить предоставленные «БМГ» данные крайне затруднительно, ведь неизвестна методика расчета «средней температуры по больнице». Компании остается только поверить на слово.
Добавим, что изначально руководство завода заявляло, что большая часть технологического процесса будет автоматизирована, однако пока что строчка из песни «вкалывают роботы, а не человек» «Волгабасу» подходит не слишком.
МИЛЛИАРДНАЯ ПОДДЕРЖКА
Немногословны оказались спикеры и по вопросу государственной поддержки, которую оказали «Волгабасу». Анатолий Бакулин не стал отвечать на этот вопрос, а Алексей Конышев сообщил следующее:
«Их [меры поддержки] можно назвать беспрецедентными, этот проект признан масштабным. Земельный участок предоставлен в аренду без торгов. И, соответственно, есть ряд льгот, которые предусматривает областное законодательство. Кроме этого, есть федеральная поддержка – субсидирование автобусов, которые работают на газомоторном топливе. И если раньше эти средства проходили через муниципалитеты, то сейчас эти средства напрямую направляются на компанию-производителя».
Допускаем, что замгубернатора мог что-то напутать, поэтому уточним информацию. Участок под завод «Волгабас» площадью 24,41 га с кадастровым номером 33:12:011101:746 был выделен компании Бакулина бесплатно – и не в аренду, а в собственность, согласно поправкам в областной закон №11-ОЗ, которые специально под «Волгабас» утвердило Заксобрание. Позже норма о выделении «стратегическим инвесторам» землю в собственность была отменена, и сейчас землю действительно лишь сдают в аренду без торгов. Стоимость этого участка на сегодняшний день составляет 62,9 млн рублей. Под эту землю же компания Бакулина взяла кредит в «Юниаструм банке» (ныне «Восточный экспресс банк»).
Мы отдаем предпочтение высокотехнологичным производствам. Одно из них вам уже знакомо – это научно-производственный комплекс «Волгабас» pic.twitter.com/O9Pof35mEv
— Светлана Орлова (@orlova_s_yu) 4 сентября 2018 г.
Кроме того, «БМГ» получило следующие преференции:
- Область вложила 47,19 млн рублей в подготовку площадки под будущий завод, а «Россети» за 339,7 млн рублей построили электроподстанцию «Ворша»;
- Только в 2015 году 72 млн рублей из бюджета региона вложили в индустриальный парк «Парацельс» вокруг предприятия;
- «БМГ» имеет право на налоговые льготы в течение семи лет, а также может получать субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов и затрат, в том числе на уплату налогов. Сами налоги для компании снижены – до 13,5%;
- Фонд развития промышленности при Минпромторге предоставил «БМГ» в 2016 году льготный заем в полмиллиарда рублей на семь лет под 5% годовых;
- Кроме того, Белый дом оказывал предприятию помощь в подборе персонала и в реализации продукции. Так, муниципальный «Владимирпассажиртранс» влез в кабальный лизинг 20 «Волгабасов» и едва не обанкротился. При этом почти половина автобусов не прослужила и полугода.
В общем, государственная поддержка завода давно перевалила за миллиард, а общий объем инвестиций оценивался в 3,6 млрд рублей. Очевидно, что вкачивание ресурсов в этот проект, причем не только денежных, продолжится и в будущем. Так, уже в сентябре Алексей Конышев пообещал открыть во Владимире вторую газозаправочную станцию – ее поставят на улице Гастелло, рядом с арендуемым компанией «АДМ» депо.
А вот с покупкой машин «Волгабаса» могут возникнуть проблемы. Электробусы стоят неподъемные 10 млн рублей. Газомоторы – чуть дешевле, но обслуживание дорогое и затруднительное ввиду множества импортных деталей. Да и господдержка приобретателей этих автобусов с каждым годом сокращается. Так что хваленые губернатором и инвестором автобусы себя не оправдывают и лишь добавляют перевозчикам новые проблемы. Для простых жителей же покупка такого транспорта сказывается на стоимости проезда, ведь перевозчикам приходится компенсировать затраты за счет пассажиров. Ну а серьезность проекта беспилотных «Матрешек» – вообще отдельная тема для разговора.
Такие подводные камни только на поверхности хранит в себе «Волгабас». Насколько успешным является этот проект, покажет время. Однако вряд ли кто-то удивится, если в будущем ООО «БМГ» обанкротится (как десяток компаний до него), и его владельцы переключатся на новый многообещающий проект, под который можно выбить миллиардную поддержку.
В заключение добавим, что вчера Светлана Орлова встретилась с министром транспорта Евгением Дитрихом. Глава региона устроила ему экскурсию по «Волгабасу» и рассказала столичному чиновнику примерно то же, что ранее поведали журналистам, приукрасив действительность примерно вдвое. Оказалось, что «маршруты областного центра пополнились современными автобусами», а сам завод – это наукоемкое производство.
«Губернаторская стратегия развития экономики Владимирской области делает ставку на высокие технологии и наукоёмкое производство. «Волгабас» – именно такая компания. Она активно ведёт собственные научные разработки и запускает новые проекты. Предприятие является одним из ведущих российских производителей автобусной техники и делает ставку на передовые технологии, привлекает иностранных партнеров, постоянно совершенствует модельный ряд. Роботы, лазерный раскрой, пятикоординатные станки, энергоэффективность и экологичность – вот что такое «Волгабас», – сообщила пресс-служба Белого дома.
Оставим этот пассаж без комментариев. Заметим лишь, что в этом релизе Белого дома ни разу не встретилось предложение, что Владимирская область меняется к лучшему. А это о чем-то да говорит.