«Россия 1» повесила на Владимира Сипягина десять орловских проблем
Губернатору посвятили 16-минутный выпуск на федеральном канале
Во вторник, 6 ноября, на телеканале «Россия 1» перед выпуском новостей показали 16-минутный специальный репортаж из Владимирской области под названием «Владимирский трактат». Материал стал третьим по счету на федеральных каналах, где на губернатора Владимира Сипягина вешают проблемы предыдущего руководства.
Как и ранее, федералы не утруждают себя проверкой озвучиваемых ими фактов, а в ряде случаев умалчивают о существенных деталях и представляют ситуацию в негативном для текущего главы региона свете. В отличие от предыдущих видеосюжетов, авторы не ограничились двухминутным роликом и одной темой. В выпуске от 6 ноября их сразу десять.
Глава первая. «Приезжал еще до выборов»
Съемочная команда телеканала «Россия» побывала в аварийном доме на улице Полины Осипенко во Владимире. Камера сняла обваливающуюся стену, нависающий потолок и возмущенных жителей. Старшая по дому − Зинаида Заводная показала автору сюжета Антону Подковенко кипу документов со словами «ооот скока отписок». Голос за кадром сообщил, что «новый губернатор Владимир Сипягин приезжал к жителям этого дома еще до выборов». Женщина в кадре добавила − «обещал помочь, но дальше этих обещаний дело не зашло».
Участие Владимира Сипягина, тогда еще депутата областного парламента, в вопросе расселения аварийного по улицы Полины Осипенко был одним из немногих примеров публичной деятельности политика до занятия им губернаторского кресла. Об этом ПроВладимир писал еще после первого тура выборов. Репортеры «Россия‑1», правда, представили вопрос с расселением как предвыборное обещание. На самом же деле, будущий губернатор разговаривал с жителями еще в декабре 2015 года, то есть три года тому назад.
Тот факт, что Сипягину тогда не удалось добиться результатов, безусловно играет не в плюс политику, но здесь стоит уточнить, что за все годы существования проблемы на нее не обращали внимания ни местные, ни областные власти, ни проверяющие ведомства, ни члены партии «Единая Россия», − все эти организации имели куда больший вес, нежели депутат от ЛДПР.
Глава вторая. «Вручную дешевле»
«Молчание новоиспеченного губернатора сбивает с толку и областной бизнес, но уже по другому поводу. У предпринимателей, которые занимаются утилизацией мусора, вопросы жизненно важные для всего региона. В городе есть готовый пункт по сортировке, которая станет обязательной с первого января следующего года, когда вступит в силу федеральный закон об отходах», − так начинается второй сюжет репортажа.
Автор Антон Подковенко сообщает, что на крупнейшем владимирском предприятии мусор сортируют вручную потому что так дешевле и так как отходов у города с 350 тысячами жителей не так уж и много. Все это говорится к тому, что нового предприятия с автоматической сортировкой мусора Владимиру не нужно. Сюжет построен вокруг реплик генерального директора предприятия «УНР-17» Виктории Панфиловой и двух ее подчиненных.
Вопрос действительно дискуссионный и владимирцы, как это показали прошедшие обсуждения, против строительства мусороперерабатывающего предприятия вблизи города. Тем более, странным и не вполне профессиональным выглядит решение федеральных журналистов опросить в мусорной теме лишь крупнейшее предприятие, для которого появление новой станции сортировки станет конкурентом.
В материале, естественно, нет ни намека о том, что способ ручной сортировки отходов в «УНР-17» может быть устаревшим и новое предприятие удешевит стоимость переработки отходов, понизив тариф для населения. О такой перспективе, в частности, в феврале 2017 года говорил экс-начальник областного департамента природопользования Алексей Мигачев на общественных слушаниях по строительству мусоросортировочной станции в районе ВХЗ. Тот проект не получил поддержки у жителей, в итоге инвестор ушел в другие регионы.
В материале ни слова не говорится о том, что о нынешних слушаниях по генплану городская администрация оповестила жителей всего за три часа до их начала. И о том, что слушания и строительство станции по сортировке отходов − дело городских властей, а не региональных.
Также в материале Виктория Панфилова скептически высказывается о работе регионального оператора, всю работу которого фактически выполняют сами компании. При этом, региональный оператор успел накопить 10 млн рублей долга только перед «УНР-17».
Журналисты «России 1» не уточняют, что региональный оператор (компания ООО «Владэкотехпром») создавался при Светлане Орловой. После ее ухода руководитель организации Сергей Семихатов подал в отставку. 16 октября новый директор компании Роман Тисленко провел встречу с участниками рынка мусороперевозок. По-видимому, директору не удалось вселить ясности в бизнесменов.
«Не понятно, в каком направлении будет двигаться отрасль во Владимирской области. С действующим губернатором Владимиром Владимровичем Сипягиным мы очень тесно сотрудничали до его избрания, он возглавлял комитет по обращению с отходами, но после проведения губернаторских выборов мы не знаем его отношение к мусору, не знаем, в каком направлении будет двигаться наша область, а времени остается совсем мало, и с 1 января может возникнуть … мусорный коллапс, наверное»,− сообщила Виктория Панфилова.
Глава третья. Смоленский опыт
Вскоре после избрания, в середине октября Владимир Сипягин вместе с рядом чиновников областной администрации побывал с однодневным визитом в Смоленской области, где «взял урок» у губернатора от ЛДПР Алексей Островского. По сообщению местных СМИ, владимирцам рассказали о структуре органов власти на Смоленщине, привлечении инвестиций и участии в нацпроектах. Как минимум, поездку можно объяснить желанием губернатора понять, как следует взаимодействовать с властными структурами внутри и вне региона, если ты не из «Единой России». Кроме того, смоленский губернатор сумел сформировать коалиционное правительство из представителей всех парламентских партий. Владимирский губернатор также анонсировал создание такого правительства.
Теме поездки в Смоленск отдельный сюжет посвящен и в спецвыпуске «России 1». В начале сюжета звучит тревожная музыка, а диктор за кадром сообщает:
«Во Владимирской области растет ощущение неопределенности. Региональные политологи пожимают плечами − мол пока к губернатору одни вопросы. Зачем, например, недавно ездил в Смоленскую область и чиновников своих возил».
Далее в эфире звучит одно предложение из уст пресс-секретаря губернатора Ольги Петровой об успехах смолян в привлечении инвесторов, а после пресс-секретаря появляется темная комната с человеком в кресле. Судя по титрам, это политолог Евгений Полковников. В интернете есть статья РИА Новости, где уточняется, что Полковников − владимирский политолог. В самом Владимире, правда, о нем практически никто не слышал.
Поездка губернатора, по словам политолога, вызвала «у экспертов» большую озабоченность. С задумчивым видом эксперта Евгений Полковников предположил, что, наверное, это был больше символический жест, чем хозяйственная необходимость.
Был ли у «владимирского» политолога задумчивый вид, озабоченность, ощущение неопределенности, либо иного рода ощущения, когда экс-губернатор Светлана Орлова на неделю без отпуска, больничного и объяснения причин выпадала из работы Белого дома − неизвестно.
Глава четвертая. «По автобусам караул какой-то»
«Пока руководство области делает «символические жесты», во Владимире назревает транспортный коллапс. Каждое утро в будни на остановках тесно, крупная компания покинула город «на днях», ушла из-за внутренних проблем, которые стали насущными для жителей всего города», − рассказал зрителям федерального канала Антон Подковенко.
То, как в сюжете представили ответственность губернатора за состояние транспорта во Владимире, больше других частей спецвыпуска говорит в пользу предположения, что сюжет федералы снимали не для зрителей из Владимира. Местные прекрасно помнят всю историю с уходом «БигАвтоТранса» и приездом в город «волгабасов». Журналисты вставили в сюжет реплику горожанина:
«Фирма, которая была, она ведь нормальная же. А сейчас фирма которая, там по автобусам вообще караул какой-то».
Если не жить во Владимире, то можно подумать, что это именно Владимир Сипягин за без малого месяц губернаторства не уберег «нормальную фирму» и допустил транспортный коллапс. А вовсе не администрация города Владимира.
В этом контексте совершенно иначе читаются и слова официального представителя мэрии Александра Карпиловича:
«Мы во всяком случае этого не наблюдаем. Владимирцы ждали вмешательства уважаемого Владимира Владимировича Сипягина и в том числе в эту ситуацию. Но не может быть губернатор сторонним наблюдателем. Собственно говоря, это право его выбор, это его управленческие решения».
Глава пятая. «С бору по сосенке».
Не обошли журналисты и очевидную проблему губернатора − кадровый голод. В эфире «России 1» выступил известный владимирский политолог Роман Евстифеев, повторивший вкратце написанное им для «Национального рейтинга губернаторов», в октябрьском выпуске которого Сипягин занял незавидное 64‑е место.
«Вся предвыборная борьба говорила о том, что скорее всего он не верил, что выиграет, нет программы, нет кадров − две вещи, которые очень важны. Человек становится на должность и не имеет плана, что нужно делать в первую очередь, что во вторую. Масштабы все смещены, поскольку нет опыта, и, самое главное, нет людей, которые бы ему это подсказали».
Слова политолога журналист дополнил собственными умозаключениями:
«С командой прежнего губернатора Сипягин не нашел общий язык, а своей, похоже, пока не смог собрать. Сейчас приходится пополнять управленческие кадры, как говорят местные политологи, с бору по сосенке. Однопартийцами из Мурома, например».
Опять же, в федеральном сюжете нет ни слова о том, что почти все вице-губернаторы и некоторые руководители департаментов после проигрыша экс-хозяйки Белого дома на выборах ушли в отпуск (документы об отпуске подписала Светлана Орлова). Кое-кто из отпуска еще не вернулся, а некоторые чиновники не выходя с каникул положили Владимиру Сипягину на стол заявление об увольнении.
Сам Владимир Сипягин публично критиковал лишь работу директора облздрава Александра Кирюхина, а также давал понять, что не рад видеть в команде вице-губернатора по строительству Рената Чагаева и находящуюся под следствием вице-губернатора по земельным и имущественным отношениям Елену Мазанько.
Глава шестая. Низкие зарплаты Артема Маркина
Руководитель Центра классической музыки подсчитывает потери, сообщил Антон Подковенко. Сам Маркин, еще недавно рассказывавший на камеру, как за время правления Светланы Орловой ему с коллективом удалось выплыть из «культурного болота», слова журналиста подтверждает. Выплывшие спешат вон из организации.
«Один за другим увольняются музыканты и уезжают в соседние области», − говорит маэстро, а диктор продолжает: «И вот, например, два виолончелиста делают карьеру в тульской филармонии». «Зарплаты − это областной бюджет», − уточняет Маркин, купивший между первым и вторым туром губернаторских выборов на деньги ЦКМ машину Toyota Camry с усиленной акустической системой.
За годы правления Орловой коллективы ЦКМ действительно стали неотъемлемой частью культурной жизни области. Они выступают на свадьбах, корпоративах, презентациях автомобильных салонов, на награждениях и мероприятиях Белого дома.
По признанию Артема Маркина, в это время исполнительский уровень коллективов рос, да и зарплаты не отставали. Предложение губернатора о переходе небольшого зала с исключительно академической направленностью в «свободное плавание» − на автономную систему Артем Маркин принял безропотно. После второго тура выборов ничто не предвещало беды, откуда взялись низкие зарплаты − загадка.
Глава седьмая. Кольчугинская Барвиха
«Поселок под Владимиром − Барвиха. Но тут не до столичной роскоши. Жители дачного товарищества в Кольчугинском районе Владимирской области купили эти дома и участки четыре года назад, но объявился некто Артем Егунов. Фотографию его нам прислали жильцы, на связь с которыми он не выходит после того раза, когда не пускал их к собственным домам. Артем и его команда предприимчивых учредителей создали дачное некоммерческое товарищество, которое тут же стало очень коммерческим и не товарищеским вовсе», − иронизирует ведущий.
Житель поселка рассказывает о преступлении: «Они обязывают всех жильцов, проживающих на данной территории, заключить договор, по нашему мнению, кабальный. Цена этого договора складывается из якобы оказываемых услуг, которые мы не получаем».
Диктор продолжает: «Это свет и газ. По словам жителей владимирской Барвихи, Егунов выкупил землю, построил газопровод, в который частично вложились хозяева коттеджей, и требует с каждого дома до пяти тысяч рублей в месяц. В соседних поселках-товариществах столько в год платят. С теми, кто заключил прямой договор с ресурсоснабжающими организациями в Барвихе местного розлива разговор короткий − либо провода обрежут… либо газовую трубу развинчивают особо строптивым жильцам».
Еще одна жительница сообщает о совсем уже противозаконных методах: «И даже было попугивание поджогом. Возбуждено уголовное дело, которое, к сожалению, в течение двух лет не продвигается».
Барвихинцы обратились к новому губернатору Владимиру Сипягину сразу после выборов, мол «наболело» помогите».
«На сегодняшний момент мы не увидели реакции новой администрации области по нашим проблемам», − заявляет третий поселенец Барвихи.
Уже после публикации этой статьи в редакцию ПроВладимира пришло письмо, подписанное Артемом Егуновым. В нем предприниматель говорит, что никакого уголовного дела по фактам угроз поджогом возбуждено никогда не было. Бизнесмен заявил, что газоснабжение осуществляется по прямым договорам. Артем Егунов признал, что сейчас идут судебные разбирательства − стороны выясняют, на каких условиях будут заключены договоры с ДНТ «Барвиха». Сам Артем Егунов два года как находится за границей.
Глава восьмая. Покровская свалка
«Бывшая городская покровская свалка. Местные власти пока замалчивают мусорный вопрос, помните? А свалка превращается в огромную язву. Из двух действующих полигонов один − банкрот, другой − переполнен», − уверенным голосом произносит ведущий.
О проблеме Филипповского, где под свалку решили вырубить 1400 га леса в обход запрещающих это делать документах, о по меньшей мере странной мусорной политике бывшего руководства области − ни слова.
Глава девятая. Ласковые петушки
«В Петушках, − так ласково прозвали жители Петушинский район, и без мусора проблем хватает», − начинает следующую тему ведущий. Жаль, что Антон Подковенко не пояснил, за что же месту досталась народная ласка.
Проблемой Петушков диктор называет главу администрации Сергея Великоцкого, который «прославился» тем, что при нем зимой в школах было ниже нуля, а детские сады ремонтировали за счет родителей. «Кресло при новом губернаторе Сипягине чиновник почему-то сохранил», − удивляется журналист и тутже отвечает на свой вопрос: «Главу администрации на конкурсе избирает Совет народных депутатов».
Дальше в сюжете рассказывается, что Совет народных депутатов под собственные выборы из нужных людей сформировал сам Сергей Борисович Великоцкий. «Из 14 депутатов, которых удалось протащить, 7 человек в прямом подчинении у главы администрации. И когда сам конкурс состоялся, было смешно смотреть», − говорится в сюжете. Каким образом Владимир Сипягин повинен в политических игрищах петушинских (так за честность и добросовестность их прозвали местные жители) единороссов, в сюжете традиционно не поясняется.
Глава десятая. Лучше, чем трасса в Страсбург
Светлана Орлова по своей побочной работе − руководителя делегации РФ в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы, периодически ездила в Страсбург, а по возвращении часто обещала, что во Владимире будет Рождественская ярмарка, не хуже, чем во Франкфурте-на-Майне, или еще что-то лучше, чем у них там на Западе. Иногда Светлана Орлова ничего не обещала, а сразу объявляла, что у нас уже лучше. Например, с безопасностью у нас лучше, чем в Париже, где, по словам экс-главы региона, на улицах сжигают полицейских.
Еще во Владимирской области очень хорошие дороги, говорила Светлана Орлова (а недавно опроверг Первый канал, обвинивший в плохих дорогах новоиспеченного Сипягина), а самая хорошая дорога − это трасса М‑7, которая после окончания очередного витка ремонта под Лакинском стала «не хуже, чем трасса из Франкфурта-на-Майне в Страсбург», − именно так Светлана Орлова и объявила президенту.
Если посмотреть на снимки Google и сравнить две этих трассы, то в глаза бросается одно существенное различие. Почти все развязки на трассе двухуровневые, а слева и справа трассу дублируют небольшие дороги для езды на низкой скорости. Съезды на эти дороги с трассы есть у каждой развязке. Речь, разумеется, идет о трассе похуже − из Франкфурта в Страсбург. Российская трасса, конечно, получше, но там обошлись без дорог−дублеров.
Более того, после ремонта на трассе уменьшили количество левых поворотов − для безопасности, и усовершенствовали светофорный режим − для скорости. В результате съехать с трассы теперь сложнее, а расположенные вдоль дороги кафе и магазины терпят крах.
«Трасса федеральный объект – но областная власть могла бы помочь», − сообщает диктор, а затем озвучивает цену вопроса: 5 млн рублей за съезд – примыкание.
Итог
Напомним, вчерашний сюжет «России 1» стал третьим по счету за последние полторы недели. В материале Первого канала от 2 ноября говорится о 600 км «убитых дорог» региона, в выпуске от 29 октября на канале «Россия‑1» вновь подняли вопрос здравоохранения в Струнино.
Все это не оставляет сомнений в заказном характере «черного пиара» губернатора Владимира Сипягина. Возникают вопросы, какова конечная цель этих выпадов (формирования негативного образа, возвышение других политических сил региона, отставка Сипягина?), а также в чьих интересах и на чьи финансы были сняты эти сюжеты (местные политические элиты, федеральные интересанты, третьи силы).
Образ слабого губернатора был бы выгоден сразу нескольким группам во Владимире, надеющимся таким образом увеличить собственное влияние на политические процессы. Также имидж некудышного руководителя, избранного народом, а не предложенного президентом, в некотором виде выгоден и центральной власти, особенно в преддверии стратегически важных выборов в Приморье и достаточно сильной позиции кандидата Андрея Ищенко. Несмотря на отказ от кандидата в партии КПРФ, Ищенко решил баллотироваться как самовыдвиженец. Возможна и версия о подготовке Кремлем общественного мнения к досрочной отставке Владимира Сипягина. Здесь может быть риторика типа «навыбирали» и, как следствие, «нам сверху лучше видно, кого вам выбирать».
На первые два сюжета Владимир Сипягин ответил оправданным переводом стрелок на бывшего губернатора и заверениями, что озвученные в сюжетах темы взяты «под особый контроль». Часть из проблем вчерашнего спецвыпуска также можно взять «под особый контроль», решение же основного блока вопросов потребует от губернатора времени и умения договариваться с федеральными структурами и местными политическими группировками (в первую очередь с единороссами). Не исключено, что взаимодействовать с теми и другими будет крайне непросто.