Власть

Рейтинг лояльности СМИ-2019: расцвет пиара при Сипягине

ЗС увеличило расходы на саморекламу в прессе

Прослушать новость:

Раньше мы думали, что при Светлане Орловой власти тратили много денег на самопиар, но оказалось, что тратить можно еще больше. С началом губернаторства Владимира Сипягина забрезжила надежда и звучали заявления о снижении бюджетных расходов на рекламу в прессе. Однако, как показывает очередной рейтинг лояльности СМИ, который ПроВладимир составляет уже четвертый год подряд, со сменой главы региона обострилась не только политическая, но и информационная война. Закономерно в 2019 году отчисления на проплаченные хвалебные публикации в газетах и заказные эфиры на радио и телевидении для органов власти практически не уменьшились, а у некоторых структур существенно выросли.

ОБЕЩАЯ, ОБЕЩАЙ

На первой же своей пресс-конференции избранный, но еще не вступивший в должность губернатора Владимир Сипягин пообещал снизить расходы Белого дома на государственные СМИ. 24 сентября 2018 года новый глава региона заявил, что выделяемые на спонсирование телеканала «Губерния-33» средства лучше потратить на строительство детского сада, а самому Сипягину будет достаточно регулярных встреч с прессой.

Рейтинг лояльности СМИ-2019: расцвет пиара при Сипягине

«Мне будет достаточно для освещения своей деятельности проведения пресс-конференций. С точки зрения деятельности «Владимирских ведомостей» и «Губернии» надо спокойно проанализировать эффект от денег, которые тратит бюджет, а бюджет тратит приличные деньги на их существование и размещение различных статей.

Поэтому в любом деле должен быть какой-то эффект для жителей Владимирской области, подчеркиваю. Ни для освещения губернатора, ни для сотрудников администрации. Надо понимать, когда ты закрываешь ключиком, пострадают ли от этого жители Владимирской области. Ну, по крайней мере, будет эффект в виде денег, которые останутся в бюджете, и на них можно построить новую школу. Потому что я знаю, что бюджет «Губернии» позволяет построить детский сад. Ну так что тогда мы будем выбирать?» – заявил год назад Владимир Сипягин.

На январской пресс-конференции глава региона подтвердил курс на оптимизацию трат на госСМИ. Однако уже через пару месяцев губернатор, противореча самому себе, увеличил расходы на освещение деятельности Белого дома по госпрограмме на 77 млн рублей: если изначально в 2019-2021 годы планировалось тратить на эти цели по 27,3 млн, то в новой версии документа на 2019-й предусмотрели уже 51,6 млн, а на 2020-2021 годы – по 53,6 млн рублей. Еще 20,4 млн в бюджете-2019 обладминистрация выделила на «периодическую печать и издательства», т.е. общие затраты на СМИ только губернаторской команды были ограничены в этом году 72 млн рублей.

Позже «министр печати» Белого дома Григорий Белов оправдался, что областные власти вынуждены тратиться на госСМИ, поскольку губернатор якобы находится на «ГТРК Владимир» в стоп-листе.

Рейтинг лояльности СМИ-2019: расцвет пиара при Сипягине
Григорий Белов

«Телевидение – дорогая вещь. Не мы его начали, не нам его закрывать, потому что сейчас, в нынешней ситуации, когда видишь, что «ГТРК» филиновский вообще ничего не показывает, просто, полный игнор. Мы находимся у Филинова в стоп-листе, реально стоп-лист. Это полный абсурд и нонсенс, когда на государственном телеканале в стоп-листе губернатор, но это так. И поэтому если бы сейчас не было «Губернии», то ни губернатор, ни реально той работы, которая ведется, той проблематики, которая есть, – ее просто бы не было, позиции бы не было. Это единственная сейчас возможность как-то ее транслировать», – заявил Григорий Белов.

В общем, экономия получилась на словах. А на деле?

ЧТО ПОЧЕМ, ИЛИ ВСЕ НИПОЧЕМ

А на деле суммарные траты Белого дома, законодательного собрания Владимирской области и администрации города Владимира на саморекламу в 2019 году, по сравнению с 2018-м, уменьшились незначительно, лишь на 0,46%, и составили 66,27 млн рублей. В прошлый же период три органа власти израсходовали 66,58 млн рублей.

Рейтинг лояльности СМИ-2019: расцвет пиара при Сипягине

Любопытно, что покупать лояльность прессы в первую очередь стремились областные структуры. Так, администрация региона по госзакупкам потратила на СМИ 51,61 млн рублей, что на 2%, или 1,1 млн рублей меньше, чем в 2018-м. Белый дом провел 21 аукцион, однако один большой контракт с «ГТРК Владимир» на 5,18 млн рублей расторгли, ничего телерадиокомпании не заплатив. Еще три конкурса на 1,36 млн рублей (1, 2, 3) не состоялись. Дополнительно на мониторинг хвалебных материалов в прессе обладминистрация выделила еще 980 750 рублей (1, 2). Так что траты команды Сипягина на СМИ сопоставимы с орловскими, и уж точно на них можно было построить небольшой детский сад.

Заксобрание под руководством Владимира Киселева наращивало информационные обороты, хотя и пиар-бюджет у областного парламента был меньше. В 2019 году ЗС проплатило журналистам материалов на 10,47 млн рублей. Это самый высокий показатель за четыре года. Рост расходов на СМИ составил примерно 1 млн рублей, или 10,2%. Депутатский корпус провел 27 закупок, еще 5 из них – на 1,21 млн рублей – частично, по конкретным лотам, или полностью не состоялись (1, 2, 3, 4, 5).

Сократила траты на прессу и владимирская мэрия. За 12 месяцев Оранжевый дом по 20 закупкам заключил со СМИ госконтрактов на 4,18 млн рублей, что на 2,6% (примерно 100 тысяч рублей) меньше, чем в 2018-м. Еще два аукциона на сумму 480 тысяч рублей не состоялись (1, 2). Поясним, что все договоры с изданиями заключала администрация города Владимира, хотя публикации и эфиры могли предназначаться и для депутатов горсовета.

Итого общая сумма расходов трех органов власти на самопиар составила в 2019 году 66 274 801 рубль (без мониторинга СМИ, несостоявшихся закупок и прекращенных контрактов). Отметим, что это не самый высокий результат за все четыре года, но заксобрание все же побило собственный рекорд.

Орган власти2016 год2017 год2018 год2019 год
Белый дом40,7 млн рублей55 млн рублей52,7 млн рублей51,6 млн рублей
Заксобрание9,5 млн рублей10,1 млн рублей9,5 млн рублей10,4 млн рублей
Мэрия Владимира3,7 млн рублей4,2 млн рублей4,3 млн рублей4,2 млн рублей
ИТОГО54 млн
рублей
69,32 млн рублей66,58 млн рублей66,27 млн рублей

Изменение политико-информационной стратегии хорошо видно по бюджету Владимирской области. Изначально Белый дом закладывал на программу информирования населения на 2018 год 52,32 млн рублей, а в 2019-м планировал потратить 27,32 млн. Однако в бюджете-2019 расходы сначала увеличились до 53,68 млн рублей, а затем уменьшились на 2 млн.

С законодательным собранием ситуация иная. В 2018-м депутаты заложили на пиар в СМИ 8,65 млн рублей, а на 2019-й предусмотрели увеличение трат до 9,17 млн рублей (вероятно, это не все статьи расходов ЗС на прессу). В первоначальной версии бюджета этого года сумма затрат на госзакупки облпарламента составляла 8,58 млн рублей, а на 2020-й значилась цифра 9,09 млн. Однако позже в бюджет внесли изменения, и областной парламент увеличил собственный лимит самопиара до 10,58 млн в 2019 году. Что будет в 2020-м, покажет время.

САМЫЕ ЛОЯЛЬНЫЕ

В нынешнем рейтинге лояльности СМИ есть и положительные моменты. Так, в 2019 году ни одного госконтракта не заключили «Комсомольская правда» (в 2018-м получила от власти 1,45 млн рублей), «Владимирские ведомости» (550 тысяч рублей) и «ТВ-Миг» (772 тысячи рублей). И если последний сайт буквально дышал на ладан, то «Ведомости» и «Комсомолка», можно сказать, перешли в ряд условно независимых СМИ. Хотя официальная газета Белого дома все же выполнила пару договоров с Росимуществом.

По-прежнему лидером рейтинга лояльности с огромным отрывом и с показателем, более чем в полтора раза превышающим сумму госконтрактов с оставшимися СМИ, остается белодомовский телеканал «Губерния-33». От власти издание получило 38,95 млн рублей против 38,1 млн в 2018 году.

Заметим, что федеральная антимонопольная служба установила нарушение законодательства в спонсировании «Губернии-33» через госзакупки, поскольку аукционная документация составлялась конкретно под эту телерадиокомпанию. Но несмотря на это, Белый дом все равно заключил со своим СМИ контрактов почти на 38 млн рублей. При этом модернизировать телеканал и превратить его в общественное ТВ не удалось.

Рейтинг лояльности СМИ-2019: расцвет пиара при Сипягине
Губерния-33. Фото — skylarkrussia.tv

«Серебро» на этот раз получает телеканал «Вариант», увеличивший прибыль от госконтрактов на 122%, а на третьем месте расположился «Ва-Банк». Помимо этих СМИ, в явном плюсе оказался портал RuNews24.ru, прибавивший 801% по сумме контрактов с городскими и областными властями. Среди новичков рейтинга – «Интерфакс», «Владимирские новости» и «ПроГород».

Заметим, что исполнение большинства контрактов завершится лишь в конце года, поэтому поставщикам информуслуг перечислили пока не полную стоимость по договорам. В рейтинге указана сумма действующих контрактов.

Рейтинг лояльности СМИ-2019: расцвет пиара при Сипягине

Места в рейтинге лояльности СМИ в 2019 году распределились так:

1) Губерния-33 – 38,95 млн рублей (+2,2%, или 0,85 млн по сравнению с 2018 годом). Заключила семь контрактов с областной администрацией (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) и три с ЗС (1, 2, 3);

2) Вариант (Первое городское телевидение) – 4,08 млн рублей (+122%, или 2,24 млн). Пиарил обладминистрацию, ЗС по двум контрактам (1, 2) и Оранжевый дом по шести договорам (1, 2, 3, 4, 5, 6);

3) Ва-Банк (ООО «Новый мир») – 3,86 млн рублей (-0,5%, или 20 тысяч). В его активе три контракта с Белым домом (1, 2, 3), два – с областным парламентом (1, 2) и четыре – с мэрией (1, 2, 3, 4);

4) Шестой канал – 3,18 млн рублей (-2,4%, или 80 тысяч). Телеканал получил дважды деньги от Белого дома (1, 2), от областных депутатов и по двум договорам от горадминистрации (1, 2);

5) ГТРК Владимир – 2,82 млн рублей (-53%, или 3,18 млн). При этом сумма заключенных контрактов была больше, 8 млн рублей. Телерадиокомпания получила информзаказ от Белого дома и по два раза – от законодательного собрания (1, 2) и мэрии (1, 2). Позже контракт с Белым домом расторгли, и денег за него ГТРК не заплатили;

6) Аргументы и факты – 1,66 млн рублей (-6,1%, или 110 тысяч). Этому СМИ доверяли Белый дом, ЗС и город;

7) Интерфакс-центр – 1,48 млн рублей. Дважды исполнил контракт с обладминистрацией (1, 2);

8) RuNews24.ru (Шамрай Ольга Викторовна) – 497,1 тысячи рублей (+801%, или 442 тысячи). В 2019 году информационные услуги этому порталу проплатили Белый дом, ЗС и четырежды горадминистрация (1, 2, 3, 4);

9) Россия сегодня – 400 тысяч рублей (0%). Как и в 2018-м, информагентство пиарило только Заксобрание;

10) Хронометр-Владимир – 345,9 тысячи рублей (-41,5%, или 246 тысяч). Газета заключила контракт только с ЗС;

11) Русское радио Владимир (ООО «Вертикаль») – 160 тысяч (0%). И вновь только областным депутатам захотелось прорекламировать себя в этом СМИ;

12) Владимирские новости – 110 тысяч рублей. Пиарили работу ЗС.

13) ПроГород Владимир (Кайсина Юлия Вячеславовна) – 70,8 тысячи рублей. Платные публикации заказал город.

Рейтинг лояльности СМИ-2019: расцвет пиара при Сипягине

Кроме того, еще 8,64 млн рублей из областного бюджета направили на спонсирование районных СМИ. Белый дом провел 3 аукциона на 5,77 млн (1, 2, 3), а ЗС – 11 закупок на 2,87 млн (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11). За год рост трат на местную прессу составил 13%, или примерно 1 млн рублей. Средства распределились так:

«Интранить» – 540,6 тысячи рублей (аффилирован с депутатом ЗС Романом Кавиновым);
«Муромский меридиан» – 510 тысяч рублей;
«Суздаль-медиа» – 450 тысяч рублей;
«Голос кольчугинца» – 450 тысяч рублей;
«Красное знамя» – 450 тысяч рублей;
Крашенинников Валерий Викторович – 432 тысячи рублей;
«Покров-медиа» – 390 тысяч рублей;
«Консалтинговая группа «Система» – 390 тысяч рублей;
ЗАО «ЛВС» – 390 тысяч рублей;
«Вязники – медиагрупп» – 330 тысяч рублей;
«Знамя» – 330 тысяч рублей;
«Знамя труда» – 330 тысяч рублей;
«Ника-2» – 330 тысяч рублей;
«Доверие» – 330 тысяч рублей;
«Судогда и судогодцы» – 330 тысяч рублей;
«Вестник Ополья» – 330 тысяч рублей;
«А-медиа» – 330 тысяч рублей;
«Коммунар» – 330 тысяч рублей;
«Селивановский вестник» – 330 тысяч рублей;
«Вперёд» – 330 тысяч рублей;
«Реалинфо» – 161 тысяча рублей;
«Ковров медиа» – 161 тысяча рублей;
«Кольчуг-инфо» – 161 тысяча рублей;
«Первомайский рынок» – 120 тысяч рублей;
«Киржачинформсервис» – 60 тысяч рублей;
ТРК «Вязники» – 60 тысяч рублей;
«С-телеком» – 60 тысяч рублей;
«Телевидение Петушинского района Владимирской области» – 60 тысяч рублей;
«Новая жизнь» – 60 тысяч рублей;
Глебов Сергей Алексеевич – 60 тысяч рублей;
Очилов Рустам Иулдошевич – 54 тысячи рублей.

Траты на районки могли быть и больше, но контракт с «Алекстелеинформ» на 60 тысяч рублей ЗС расторгло. СМИ ничего не заплатили.

В заключение заметим, что получение миллионов рублей от власти совсем не гарантирует качество работы прессы. Так, «Губерния-33» хотя в 1-м квартале 2019 года и входила в тройку самых цитируемых СМИ региона, но уже через три месяца скатилась на 6-е место. Возглавляют же Топ стабильно независимые издания, которым доверяют как читатели и эксперты, так и другие СМИ в качестве источников информации. Ведь всем хочется узнавать проверенные, надежные и объективные сведения, а не читать проплаченные статьи и смотреть хвалебные ролики, которым явно не хватает приписки «На правах рекламы».

Тэги
Back to top button
Close
Close