Знаменательные валуны: где во Владимире закладывали камни и что из этого вышло
Гуляя по Владимиру, время от времени можно набрести на какой-нибудь валун, установленный с намерением воздвигнуть на этом же месте что-то важное или красивое. Планам удается сбыться не всегда, поэтому некоторые закладные камни так и остаются памятниками чьим-то нереализованным амбициям.
Отметим — задачи у закладных камней различаются. Например, есть те, которые помещают в основание будущих строений. Эта традиция насчитывает много веков, и современные чиновники пользуются ей регулярно, чтобы заявить о строительстве социальных объектов или жилых комплексов. В паре с камнем обычно идет памятная капсула, которую спустя годы должны найти потомки и, видимо, страшно обрадоваться.
Другие камни закладываются, чтобы застолбить площадку под какой-нибудь памятник. Придерживать место «закладка» может несколько лет, при этом гарантий, что скульптуру или бюст все-таки установят, абсолютно нет.
Есть еще камни, которые изначально как бы являются мемориальными. Появится на этом месте памятник — хорошо. А не появится — его роль выполнит памятный валун. Фактически беспроигрышный вариант.
ПроВладимир решил вспомнить, где и зачем в последние годы закладывались камни в нашем городе, а также — чем это закончилось. Список получился длинный, но, вероятно, неполный, так что если обладаете дополнительной информацией — пишите комментарии.
Возможно, некоторые помнят закладной камень на Театральной площади, торжественно открытый 14 сентября 1996 года во время празднования Дня города. Именно там хотели установить памятник князю Владимиру, основателю города и крестителю Руси. Надпись на камне гласила: «Сей камень есть воля владимирцев быть памятнику основателю города».
Спустя несколько лет закладной камень куда-то исчез, а в 2007 году памятник появился в другом месте — на смотровой площадке в парке Пушкина. В 2015‑м во Владимире установили второй памятник Владимиру Красно Солнышко, но вновь не на Театралке, а рядом со строящимся храмом на месте снесенных «Блинчиков».
В 1996 году во Владимире был установлен еще один камень — на Студеной горе рядом с Михаило-Архангельской церковью. Его заложили по инициативе Комитета солдатских матерей на месте будущего памятника солдатам, погибшим в мирное время.
Памятник и вправду появился, но только спустя 20 лет, в 2016 году. И не на Студеной горе, а в Курсантском сквере, расположенном неподалеку от ВЮИ ФСИН. Сам закладной камень убрали, но осталась клумба, в которой он стоял.
Печальной оказалась участь закладного камня, который появился в 2003 году благодаря ветеранам комсомола и молодежи — за Дворцом творчества юных. Точнее, сам камень вполне себе в порядке, а вот аллеи в честь 85-летия ВЛКСМ, которая должна быть прямо за ним, нет.
В первые годы после закладки камня за ДТЮ проводились субботники, на которые сгоняли студентов. Но сегодня каменный валун служит грустным напоминанием тому, что любое хорошее начинание может закончиться ничем, если не предпринять достаточно усилий.
А вот тот случай, когда партия власти пообещала — и сделала, хотя и не идеально. В апреле 2007 года представители «Единой России» установили на улице Парижской коммуны камень на месте будущего физкультурно-оздоровительного комплекса. Фотографии у нас нет, а сам камень простоял меньше года — уже в ноябре ФОК с надувной крышей был сдан.
Как писали СМИ, физкультурно-оздоровительный комплекс строился на бюджетные деньги, но единороссы знатно пропиарилась на этой теме. Передача ключей от нового комплекса состоялась буквально за месяц до выборов в Госдуму. Но работать в полную силу ФОК начал только в 2008‑м, кроме того, из-за сильных морозов там выходила из строя система отопления. Зато табличка на комплексе и сейчас гордо напоминает, что объект сооружен по инициативе и при поддержке «Единой России».
Еще один пример стремительного строительства: закладка камня на месте возведения Казанской церкви произошла в 2007‑м, а торжественное открытие религиозного сооружения — в 2008 году.
Как так быстро получилось? Тогдашний мэр Владимира Александр Рыбаков заявлял журналистам, что финансировать возведение храма будет народ, то есть предприниматели и простые горожане. По факту, средства в строительство вложила компания «Игротек», возглавляемая бывшим депутатом Горсовета Игорем Андреевым.
Пожалуй, самый известная «закладка» во Владимире — камень в парке Пушкина, установленный в 2011 году на месте будущего памятника поэту. Будет ли здесь когда-нибудь сам монумент, неизвестно. Потому что на него просто нет денег.
Небольшой экскурс в историю: бюст Пушкина в парке стоял еще до революции. Но в мае 1917 года он был разрушен «при помощи» несознательных граждан, и его убрали. В 1951 году прошлого века памятник поэту встал при вход в парк Пушкина. Скульптура пробыла там до середины 60‑х, после чего переехала в Комсомольский сквер, а потом куда-то еще…
Весной 2012 года было объявлено: на Князь-Владимирском кладбище возведут мемориальный комплекс князю Петру Долгорукому, арестованному за антисоветские взгляды, а также другим жертвам политических репрессий, умершим во Владимирском централе. В торжественной церемонии закладки мемориального камня принимали участие члены совета фонда «Русское либеральное наследие», городские депутаты, краеведы и общественники.
Сегодня камень по-прежнему можно видеть на Князь-Владимирском кладбище, прямо у стены, за которой находится территория тюрьмы. О возведении мемориала речи не идет.
Интересная история произошла с памятником святым благоверным князьям Петру и Февронии, который собирались установить в Патриаршем саду. Закладной камень с помпой открыли в 2013 году, присутствовали городские и областные чиновники, высокие гости из столицы и известные артисты. Предполагалось, что скульптуры установят в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», но сроков никто не называл. И правильно. Потому что обещанного памятника нет до сих пор.
В 2018‑м в Патриаршем саду поставили барельеф, сделанный ковровскими мастерами и изображающий Петра и Февронию. Изначально барельеф хотели «прописать» в Муроме, но потом привезли во Владимир, где он как раз и пригодился.
В августе 2013 года закладной камень появился в Юрьевце. Этим событием ознаменовалось начало строительства Центра амбулаторного гемодиализа на территории владимирской горбольницы № 6. Губернатор Светлана Орлова поблагодарила инвесторов из Германии, вложившихся в проект, и рассказала о плюсах государственно-частного партнерства. Закладным камнем стал серый валун, по которому активно похлопали высокие гости.
Строительство центра завершили в 2016‑м, немного позже установленных ранее сроков.
2014‑й был удивительно богат на закладку камней и памятных капсул. Городские и областные власти жирно подчеркивали — посмотрите, как сильно мы стараемся и как много хороших начинаний от нас исходит.
А началось все в марте, когда чиновники рапортовали о старте строительства малоэтажного жилого комплекса «Пиганово». Власти и застройщики рассказывали журналистам, что стоимость квадратного метра в новых домах составит чуть больше 30 тысяч рублей.
Сегодня микрорайон растет, хоть и не без сложностей. В 2017 году дольщики жаловались, что сроки сдачи домов сдвигаются. А позже оказалось, что застройщики не получат федеральную компенсацию, благодаря которой стоимость квадратного метра в микрорайоне Пиганово и была относительно доступной.
В апреле 2014-го Светлана Орлова в присутствии СМИ вложила символическую капсулу в фундамент будущего завода «Волгабас». А инвестор Алексей Бакулин пообещал уже через год начать выпуск городских автобусов и даже пригласил журналистов осветить это событие.
Но эта история хорошо знакома жителям Владимира. Открытие научно-производственного комплекса «Волгабас» несколько раз переносили, и официальный запуск состоялся только в декабре 2017-го. Сегодня предприятие вроде работает, но все равно регулярно дает поводы для новых материалов ПроВладимира — то под расследование из-за кипрской истории попадет, то подрядчикам денег задолжает.
В июле 2014-го стартовала застройка комплекса малоэтажек в микрорайоне Сновицы-Веризино. И вновь не обошлось без закладки символического камня, письма потомкам и громких заявлений. Чиновники рассказывали про волшебные технологии, по которым возведут дома эконом-класса — с использованием легких стальных тонкостенных конструкций.
В конце 2016-го застройщик Александр Шамов (ООО «Вертикаль») закончил «эксперименты» с современными технологиями и вернулся к привычным строительным материалам. По последним данным, «Вертикаль» признали банкротом, но Шамов обещает, что выполнит все обязательства по возведению домов.
Помните, как переживали владимирцы из-за планов по сносу легендарных «Блинчиков» для восстановления (читай — строительства) храма? То, что участь кафе решена, окончательно стало понятно после закладки камня на месте будущего религиозного сооружения и освящения его патриархом Кириллом — это случилось в сентябре 2014 года.
Интересно, что деньги в строительство, как и в случае с Казанской церковью, вкладывает «Игротек». Но реальность такова, что храм на месте «Блинчиков» возводится куда медленнее. Изначально открыть его хотели еще в 2017 году, за окном — 2019‑й, а строительство еще идет.
В сентябре того же года на Князь-Владимирском кладбище открыли закладной знак в память о детях, погибших в годы Великой Отечественной войны. Через год, в 2015-ом, на месте знака появился полноценный памятник.
На гранитном обелиске изображена карта СССР 1945 года, в которую «впечатаны» детские ладони. Памятник обошелся городскому бюджету в 400 тысяч рублей.
Пресс-служба горадминистрации сообщала, что инициатива по установке обелиска принадлежит владимирской общественной организации «Дети войны». Активисты продвигали эту идею с 2012 года, а в преддверии 70-летия Победы наконец получили поддержку сити-менеджера Андрея Шохина.
В октябре 2014-го был заложен камень на Студеной горе, за зданием бывшей детской больницы. Здесь должен был вырасти отель международной категории Hilton. Главный инвестор — группа компаний «Адамант» — собирался вложить в проект более миллиарда рублей.
Закладной камень убрали сразу же после торжественной презентации журналистам. Пожалуй, это было дальновидным решением, иначе памятный знак напоминал бы о том, чего до сих пор не случилось. Напомним, принять первых туристов гостиница должна была в 2018 году.
Проект буксует начиная с 2015-го, а год назад участок земли под Hilton показывали турецкому инвестору. Сегодня территория густо поросла травой и не похоже, что там ведутся хоть какие-то работы.
Череда «закладок» в 2014 году закончилась в Юрьевце, где 23 декабря объявили о старте строительства нового детсада на 190 мест. Городские чиновники рассказали, что дошкольное учреждение возведут на внебюджетные средства, а его сдача запланирована на 2015 год.
Торжественная закладка капсулы не спасла проект от проблем. Садик долго возводили, но даже когда строительство было окончено, дошкольное учреждение не распахнуло свои двери детям. Причина — застройщик не хочет передавать объект в муниципальную собственность, предлагая городу взять его пока в безвозмездное пользование и эксплуатировать. Суды по этому делу еще идут.
В 2015-ом чиновники, бизнесмены и общественники немного выдохнули и перестали устраивать соревнования по закладке камней. Но уже в мае единороссы вместе с врачами вкопали на территории областного Центра лечебной физкультуры каменный столб в память о военных медиках и медиках госпиталей Владимирской области периода 1941 – 1945 годов.
Сегодня закладной камень все еще на месте. Разговоров о том, что вместо него когда-нибудь появится памятник, не ведется. Хотя изначально проект предполагал бронзовую композицию из трех фигур — медсестры, врача и раненого бойца.
С церквями тоже бывает так, что камень заложен, годы идут, а религиозное сооружение все никак не построится. В 2015‑м было объявлено о том, что в микрорайоне Веризино будет построена церковь в честь Александра Невского. Попечительский совет по строительству храма возглавил вице-губернатор Дмитрий Хвостов, а возводить объект должна была строительная компания Александра Шамов. Последний обещал, что проект будет «сказочным».
Время показало — сказкам верить нельзя. Церкви в Веризино все еще нет. Закладной камень и крест хоть и на месте, но выглядят уныло. Хвостов сидит за взяточничество, а про признанную банкротом «Вертикаль» мы уже писали выше.
На днях Александр Шамов сообщил ПроВладимиру, что все еще намерен построить церковь, просто пока для этого «не место и не время, нужно, чтобы в микрорайоне жило больше людей». Это странно, так как ранее сроки возведения религиозного объекта обозначались как 4−5 лет.
В 2017-ом чиновникам пришла в голову очередная замечательная идея. Они захотели построить во Владимире военно-патриотический парк — «в честь подвига наших земляков, храбро защищавших родину». Закладной камень был установлен на перекрестке улицы Мира и Октябрьского проспекта, по диагонали от Белого дома. В торжественной церемонии участвовали губернатор Светлана Орлова и замминистра обороны Николай Панков.
Проект парка предусматривал аллеи, велодорожки, выставку военной техники и спортивно-игровые площадки. Появится ли это все в обозначенном месте — неизвестно. Спустя два года после закладки камня денег на реализацию инициативы все еще нет.
Наконец, самый большой валун появился в августе 2019 года рядом с Белым домом у фонтана. Надпись на камне гласит, что лежит он не просто так, а на месте будущего сквера в честь 75-летия Владимирской области. Проекта благоустройства территории еще нет, однако есть идеи установить там малые архитектурные формы и улучшить тропиночную сеть.
Сроков, в которые рядом с Белым домом появится этот самый сквер, никто не назвал. Может, и правильно. Как показывает практика, зачастую это бессмысленно.
Кстати, традиция забывать про закладные камни — явление не только последних лет. Торжественная закладка памятника Михаилу Фрунзе состоялась в 1967 году, а сам монумент планировалось открыть уже через год, к 50-летию ВЛКСМ. Но вопрос затянулся, и бронзовая фигура большевика встала на постамент лишь в 74‑м. Объяснялась задержка тем, что средства на памятник зарабатывали комсомольцы по так называемым «ленинским нарядам», на субботниках и воскресниках.
ПроВладимир взял комментарий о традиции закладки камней у официального представителя администрации Владимира Александра Карпиловича. Он объяснил, что сам сити-менеджер никогда не проявляет инициативу в подобных случаях.
«„Разбрасывать камни“ — не в традициях администрации Андрея Шохина. Мы предпочитаем не разбрасывать, а строить. Не знаю ни одного случая, когда глава администрации города Владимира был бы инициатором установки какого-либо закладного камня. Понимаю, что заложить камень или „капсулу времени“ — это символично. Но мало жить символами. Сначала убедись, что планируемый архитектурный или градостроительный объект будет уместен, гармоничен и востребован горожанами, затем найди средства на его воплощение и возведи в разумные сроки.
Эти простые и понятные правила от количества и качества заложенных камней никак не зависят. Во всяком случае, за несколько последних лет администрация города Владимира построила с десяток общественных пространств, реально востребованных горожанами, минуя пафосные „закладные“ процедуры, при всем к ним уважении», — рассказал Александр Карпилович.
Комментарий нас слегка удивил. Допустим, Андрей Шохин действительно не является инициатором закладки камней, но участие в таких мероприятиях все же принимал — как минимум на стартах строительства жилого комплекса в Пиганово и детсада в Юрьевце.
Мы отметили на карте Владимира места, где можно найти закладные камни, вместо которых что-то должно было появиться… но пока не появилось.