Жизнь

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось

Запреты, судьбы, трагедии, статистика и запоминающиеся моменты, связанные с самым обсуждаемым явлением уходящего года

31 декабря 2019 года автор этой статьи сидел в 20-этажном здании гостиницы на севере Китая и в компании русскоговорящих людей праздновал наступление нового года. «Вы слышали, на юге обнаружили новый вирус?», − спросила одна из присутствовавших там девушек. Ее подруга, жившая в Китае шесть лет, рассказала, что скорее всего реакция властей будет жесткой. Несколько лет назад уже была подобная эпидемия и всех «контактных» сажали на карантин. Подруга собиралась на новогодние праздники на Бали и предположила, что после поездки выйдет на работу на две недели позже. На работу она вышла только летом.

К середине января всему миру стало ясно, что коронавирус не ограничится Китаем. 30 января владимирские власти выпустили официальное сообщение: область готова к новому заболеванию.

«В регионе есть необходимый запас медикаментов и оборудования для оказания специализированной помощи. Также в достатке дезинфицирующие средства и средства индивидуальной защиты сотрудников медучреждений».

На деле, не готова оказалась ни область, ни система здравоохранения. Запас средств индивидуальной защиты закончился после первого серьезного скачка числа зараженных. Чтобы масок хватало, медики стирали их в агрессивной химической среде. В Карабаново медсестра получила серьезные ожоги, вторично использовав постиранные средства защиты. После скандала в интернете на личный контроль дело взял глава СК Александр Бастрыкин.

Не готовыми оказались и люди. В декабре владимирская мэрия выпустит пресс-релиз, где скажет, что владимирцы наконец-то начали носить маски в общественном транспорте. Весь год большинство горожан это требование игнорировало. Несмотря на введенную самоизоляцию для граждан старшего поколения, владимирские пенсионеры продолжают исследовать торговые точки вдали от дома в поисках лучшей цены. 

Во Владимире, судя по динамике запросов в поисковиках, интерес к коронавирусу у пользователей интернет существенно повышался после новостей о первом заболевшем, затем люди остро отреагировали на введение ограничений и на выступление Владимира Путина, пообещавшего пособия по безработице и выплаты детям.

В Китае коронавирус стал не первой подобной эпидемией. Все жители буквально за день надели маски (кто-то сшил их наспех из ткани), а общественный транспорт стал ходить вдвое чаще. Во Владимире городские власти «пошли навстречу бизнесу» и разрешили уменьшить количество автобусов на маршрутах. Если в Китае в пандемию в автобусах ездили по 5 – 6 пассажиров, во Владимире в общественном транспорте наблюдалась давка, люди были без масок или с масками, спущенными с носа. 

2020 год в России прошел в попытках найти баланс между интересами терпящего убытки бизнеса и стремлением не допустить коллапса медицинской системы. Для властей до сих пор вопрос стоит крайне цинично: рабочие места в обмен на жизни стариков. Удалось ли сохранить бизнес, мы узнаем лишь в 2021 году. Что же касается избыточной смертности в регионе, то к концу года она перевалит за 1500 человек, но в сравнении с другими регионами будет относительно низкой. Чиновники не допустили худшего сценария, врачи проявили себя как герои.


Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось

Весна: Самоизоляция, локдаун, система пропусков

Время с конца марта по начало июня − период ежедневных запретов и ужесточений. Владимирцев отправили в карантинные отпуска, а к началу лета закрытым оказалось практически все, кроме заводов, продуктовых магазинов и неотложной медпомощи.

17 марта во Владимирской области ввели режим повышенной готовности. В России в этот день зарегистрировали 23 новых случая. Десять дней регион жил в ожидании заболевших. Затем «посыпались» ограничения.

27 мартазакрыли кафе и рестораны, а гостиницам запретили принимать гостей.
28 мартазапрещено работать торговым центрам и салонам красоты.
30 марта – над Владимирской областью прошел «вертолетный молебен» с иконой Боголюбовской Божьей матери.

30 марта – Во Владимирской области зарегистрированы первые два заболевших коронавирусом. Один диагноз подтвердился у владимирца, второй − у 48-летнего жителя Коврова. Во втором случае коронавирус определили посмертно.

О первых заболевших владимирские СМИ узнают из федеральной статистики. Пресс-службы региональных ведомств до конца сохраняют тайну. Судя по запретам с 27 марта, о заболевших власти могли знать и раньше.

Весной владимирцы столкнулись с многодневными задержками результатов тестирования. Ко всему прочему, оказалось, что тесты не обладают 100% надежностью. Популярным словом становится «КТ» − компьютерная томография легких. С помощью нее можно увидеть, насколько сильно коронавирус повредил внутренние органы. Во Владимирской области томографов не хватает. Долгое время власти не могут договориться с частными клиниками на бесплатное для пациентов обследование с компенсацией из фонда ОМС. Этот вопрос удается решить лишь к осени.

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось

В этот же день, 30 марта, в регионе закрыли все рынки и автосервисы. Это решение губернатора подверглось серьезной критике: с закрытием автомастерских встала проблема обслуживания автомобилей скорой помощи. Запрет продержится лишь неделю, автомастерским разрешат работать уже 6 апреля.

Как вид бизнеса, автомастерские были одним из самых растущих, особенно после 2014 года, когда на фоне санкций и контрсанкций в других секторах МСП количество фирм только уменьшалось. За 2020 год серьезно пострадали и автомастерские, закрылась каждая десятая.

31 марта во Владимирской области ввели режим всеобщей самоизоляции. Российские и региональные власти в 2020 году старательно избегали терминов «карантин» и «чрезвычайное положение». Чиновники не совершали действий, которые бы повлекли соблюдение финансовых обязательств перед гражданами или бизнесом. 15 апреля в Петушинском районе после вспышки заболеваемости ввели режим «Особый». Название больше подходит для ванильного творожка, а для режима в Петушках подошло бы слово «карантин».

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось

с 1 апреля в регионе закрыли ЗАГСы для желающих жениться или развестись. В этот же день утвердили три вида справок для перемещения по городу. Документы работникам должны были выдавать работодатели. С 3 апреля на работу разрешили ходить только со справкой. Наиболее жестко соблюдение режима самоизоляции контролировали в Коврове. Здесь протоколы за людей составляют с формулировками «ходил по улице» и «перемещался в поисках лучшего хлеба».

Вместе с самоизоляцией приходит запрет на любую публичную деятельность. Неравнодушную жительницу Владимира штрафуют за одиночный пикет с призывом к горожанам соблюдать самоизоляцию.

5 апреля – Во Владимире ограничили работу общественного транспорта. С этого дня автобусы и троллейбусы заканчивают работать в 20:00.

6 апреля – Депутат Госдумы, предприниматель Григорий Аникеев заявил о пожертвовании денег на покупку 50 аппаратов искусственной вентиляции легких. В начале пандемии готовность стран и регионов к коронавирусу измеряли в количестве аппаратов ИВЛ, а на медицинском жаргоне − «вентиляторов», на душу населения. В России, ожидаемо, больше всего таких аппатаров в столице. Там же и подсуетились, купив к началу пандемии дополнительную партию.

Во Владимирской области ИВЛ вроде бы достаточно, но из объяснений чиновников не ясно, те ли это аппараты, стационарные они или переносные для машин «скорой», а также сколько из этих аппаратов нужно больным с другими заболеваниями? К лету опытным путем становится понятно, что пациентам с тяжелым поражением легких нужен кислород. Аппараты ИВЛ серьезной помощи не оказывают, а шансы на выживание повышают не так сильно, как считалось раньше.

15 апреля становится известно, что на деньги депутата Аникеева закупили просроченные и непригодные для использования аппараты ИВЛ, попросту − металлолом. 22 апреля возбудить уголовное дело по этому факту потребовали в прокуратуре, в этот же день дело заводит Следственный комитет. В Белом доме утверждают, что аппараты видели, но во владимирские медучреждения не поставили, забраковав во время приемки.

7 – 8 апреля губернатор снял запрет на работу целому списку организаций и ИП, в основном, не связанным с непосредственным обслуживанием клиентов. Владимирцам рекомендовали самоизолироваться на даче. Проезд к месту отдыха нарушением самоизоляции не считается.

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось

9 апреля губернатор запрещает бытовые услуги. 22 апреля вновь разрешает − но только парикмахерским и салонам красоты. С 23 апреля в регионе вводят систему электронных пропусков. Обязательной она становится с 28 апреля. В регионе большое количество пенсионеров, регистрация в системе с помощью Госуслуг не быстрая и не легкая. Для многих граждан соблюдение нового губернаторского указа − невыполнимое требование.

30 апреля губернатор выступает с публичным заявлением об эффективности такой системы, а с 1 мая ее уже частично отменяют − в магазины можно пройти и без пропуска.

В условиях почти тотального запрета на любую деятельность молебен против коронавируса служат владимирские священники. Без масок и соблюдения дистанции. Русская православная церковь отделена от государства настолько, что ее не касаются его запреты.

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось
Фото – http://eparh33.ru

В публичном пространстве митрополит Тихон призвал паству не посещать храмы на Пасху. В самый главный православный праздник храмы широко распахнули свои двери для всех прихожан. Люди стояли без масок, совершались все обычные таинства. 

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось
Фото – ГУ МЧС по Владимирской области

Позже, на одной из служб в Суздале, во время проповеди Тихон будет сокрушаться, что мол многие не пришли в храмы на Пасху − от маловерия.

На весь период пандемии церкви не будут закрываться. В регионе время от времени будут проходить молебны на парапланах, а также крестные ходы вокруг коронавирусных госпиталей. В Роспотребнадзоре православных будут призывать к благоразумию, но в отличие от бизнесменов, штрафы церковь не коснутся.

К концу апреля пандемия поражает большинство стран земного шара, закрываются международные аэропорты, не успевшие вернуться с отдыха владимирцы ждут эвакуации спецбортом. 28 апреля возвращаются туристы из Таиланда, 6 мая − из США.

6 мая вводят карантин в городе Кольчугино. В Роспотребнадзоре заявляют: несмотря на относительно благоприятную статистику, специалисты не могут проследить цепочки заражения жителей. В городе с остановившейся промышленностью многие живут на заработки в столице. Отсюда и заболеваемость. В условиях отсутствия финансовых компенсаций и трудовых гарантий, карантин в Кольчугино полностью игнорируется. Вокруг шлагбаума на выезде из города образуются объездные дороги.

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось
Скрин из видео

7 мая карантин вводят в двух поселках Гусь-Хрустального района, в том числе и в Мезиновском − месте, где преподавал Александр Солженицын. Гусь-Хрустальный (город и район) с мая становится одним из наиболее неблагоприятных. Здесь сильнее всего вырастет безработица, больше всего предприятий покажут убыток, здесь же будет наибольшая избыточная смертность.

7 мая − Следственный комитет начинает проверку по публикациям в СМИ о получении ожогов лица медиком в Карабановской больнице. Девушка носила маски, которые вымачивали в антисептике для повторного использования. На федеральном уровне прозвучала тема нехватки средств индивидуальной защиты для медработников. Официальные лица нехватку СИЗов отрицают, дело об ожогах берет на личный контроль глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.

12 мая − предприятиям сферы услуг вновь разрешили работать, 14 мая сняли запрет для аптек, зоотоваров и цветочных магазинов.

13 мая − В Белом доме признали, что более 70 сотрудников больницы «Красный крест» заболели коронавирусом. 20 мая медучреждение временно закроют на карантин.

15 и 21 мая Роспотребнадзор назвал условия для выхода из ограничений кафе, ресторанов и торговых центров. Торговым центрам разрешат работать лишь 6 июля.

21 мая сняли карантин в Кольчугино, 26 мая гостиницам можно заселять постояльцев, приехавших в командировку. 

Лето. Эпидемиологическое благополучие

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось

Со 2 июня возобновляет работу ЗАГС, с 3 июня − зубные клиники. 8 июня – с Петушков сняли режим «Особый». 9 июня − отменили электронные пропуска, 10 − открыли бани и душевые.

С 22 июня в регионе сняли запрет на продажу алкоголя после 20:00. В Белом доме так и не представили аналитики, зачем вводили алкогольный запрет и кому он помог не заболеть. 

С 25 июня во Владимирской области заработали музеи, библиотеки и фитнес-центры. В этот же день сняли карантин в Гусь-Хрустальном районе. 26 июня открыли рынки, а турагентствам разрешили продавать путевки по России.

С 25 июня по 1 июля в России проходило голосование за поправки в Конституцию.

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось
Фото – движение «Голос»

Несмотря на почти полное снятие запретов к моменту начала голосования, официально Владимирская область перешла ко второму этапу снятия ограничений лишь 15 июля (согласно порталу Стопкоронавирус.рф). Власти объявили о переходе 24 июля. 6 августа перешли к третьему этапу.

С 16 по 21 июля в регионе специально для забега в Суздале сначала сняли, а потом вернули запрет на проведение спортмассовых мероприятий. С 24 июля под «Музыкальную экспедицию» сняли запрет на фестивали.

Осень. Вторая волна

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось

К началу осени минимум 18 медработников из Владимирской области числились в «книге памяти», которую сами врачи ведут для учета умерших от коронавируса коллег. Официально такую информацию власти не предоставляют. 25 сентября в Белом доме скорректировали областной закон о наградах для медиков. Об увековечивании памяти врачей будут говорить и в декабре.

Вторая волна коронавируса для Владимирской области, как и для России в целом, оказалась значительно серьезнее первой. Подготовленной к ней стала система здравоохранения, врачи уже знали, кого из больных необходимо госпитализировать, а кого можно оставить дома. Из-за этого власти решили, что можно обойтись без жестких ограничений.

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось

Осенью в России массово переболели депутаты Госдумы и чиновники в министерствах. Администрация Владимирской области не стала исключением. 16 октября заболел первый вице-губернатор Александр Ремига, 6 ноября − вице-губернатор Сергей Шевченко, а с 13 по 25 ноября на больничном побывал губернатор Владимир Сипягин. Федеральные СМИ сообщили, что глава региона лечится в Москве. Пресс-служба Сипягина ответила, что губернатор уехал в столичную частную клинику «чтобы не занимать чужое место». Ранее подобным образом телеведущая Елена Малышева объяснила решение лечиться в Германии банкира Олега Тинькова, а после губернатора такую риторику использовал посол США в России, заявив, что не будет прививаться российской вакциной «чтобы не занять чье-то место».

8 октября в Белом доме заявили, что несмотря на ухудшение, эпидситуация позволяет не вводить дополнительных ограничений. 16 октября, в пятницу вечером, Белый дом выпустил постановление о немедленном запрете кафе и ресторанам работать с 23:00 до 8:00. Учреждения столкнулись и выбором: либо выкидывать купленные на выходные продукты и алкоголь, либо нарушать запрет.

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось
Фото – пресс-служба АВО

22 октября в магазинах подорожал имбирь и лимон − народные средства для укрепления иммунитета и противостояния вирусам. Имбирь − до 800 рублей за килограмм, лимон − до 130 рублей. Чеснок − до 300 рублей за килограмм, медицинские маски − до 30 рублей за штуку. К осени нехватка масок во Владимирской области закончилась, а граждане привыкли не менять их по несколько недель. В магазинах цены на этот некогда дефицитный товар до зимы демонстрируют удивительное разнообразие − маску можно купить от 2 до 50 рублей за штуку.

К ноябрю появляется первая статистика, позволяющая сделать выводы о том, как коронавирус изменил жизнь. В финансовом плане от пандемии больше всех пострадали наиболее бедные граждане. Несмотря на поддержку, тяжело пришлось семьям с детьми (особенно тогда, когда детям по возрасту не положены пособия). 

Обеднела часть граждан, обладавшая до 2020 года средним по российским меркам достатком. Владимирцы существенно снизили траты на одежду, обувь, отдых, покупку автомобилей и бытовой техники. Тогда как более богатые москвичи предпочли вложиться в образование, жители Владимирской области вдвое снизили траты и по этой статье.

Хроника владимирского коронавируса. Как все начиналось
График Медиазоны. Данные даны с недельным усреднением

30 ноября в издании «Медиазона»(СМИ включено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов) вышел материал, где говорится, что с апреля по ноябрь в российских регионах на койках для больных COVID-19 умерли как минимум в два раза больше людей, чем учтено в официальной статистике Роспотребнадзора. При этом во Владимирской области смертность занизили с коэффициентом в 75%, выдавая лишь каждый четвертый случай. По данным «Медиазоны», в статистике ИЦК значатся 1174 погибших на коронавирусных койках жителя Владимирской области. Эти данные согласуются с опубликованной Владимирстатом информацией об избыточной смертности. Региональные власти не стали комментировать публикацию «Медиазоны», не опровергнув правдивость приведенной в статье статистики.

К октябрю 80% предприятий общепита и гостиничного бизнеса продемонстрировали убытки, в сфере досуга и развлечений убыточны 100% компаний. За 2020 год в России вырос Фонд национального благосостояния − кубышка, куда государство складывает деньги «на черный день». Кажется, по оценкам российских властей, для жителей страны «черный день» еще не настал.

Back to top button